Как стимулировать любознательность ребенка
Дети-почемучки превращаются во всесторонне развитых людей, особенно когда получают на миллионы своих вопросов глубокие, доступные их пониманию ответы. Однако есть родители, которые вырывают из благодатной почвы ростки будущего интеллекта и полагают, что вести обстоятельные диалоги с ребенком пока не время. Еще хуже, если их не тревожит отсутствие у сына или дочери живого интереса к миру. Поэтому давайте выясним, как стимулировать любознательность ребенка после рождения.
Что делать, если дитя не отличается любознательностью?
Надо активно стимулировать ее, причем каждый день и в любой обстановке. Допустим, когда малыш пьет чай с лимоном, мама может взять с блюдца кусочек цитруса и посыпать его содой. Поверхность тотчас вспенится, появится шипение. Кроха, впервые увидевший такой кулинарный фокус, обязательно заинтересуется. Вот и создана ситуация для первого, пока еще простейшего урока химии. Тот же лимонный сок укажет вектор направления других бесед: он осветляет жидкости, мгновенно видоизменяет консистенцию молока и т. д. Говорить несмышленышу о денатурации белка, конечно, излишне. Объяснять происходящее придется без сложной терминологии.
Это лишь пример – многие бытовые процессы способны мотивировать на познание.
Не замечаю, потому и не спрашиваю
Любопытство обычно чуждо ненаблюдательному ребенку. Задача взрослого – исподволь привлечь его внимание к тем объектам, о которых стоит побеседовать. Их много на улицах, в скверах, во дворах.
К древесному стволу «приклеился» трутовый гриб. Для городского жителя подобное в диковину. Нужно остановиться, рассмотреть чудо природы, разъяснить его суть.
В парке сквозь ветки пробиваются лучи яркого света, контрастируя с тенью. Они кажутся плотными, объемными. Это явление, равно как и отражение предметов в воде, должно стать отправной точкой для познавательной деятельности.
Важны наблюдения за животными, насекомыми, птицами. Возле кормушки для пернатых юный натуралист наверняка надолго задержится, главное – привести его к этому месту. Пусть он сам на следующей прогулке поучаствует в кормлении синичек, воробье, голубей. Дальнейшие действия – чтение книг о них (как сказок, так и статей из детской энциклопедии), просмотр соответствующих передач. Благодаря системности формируемые знания станут комплексными, а интерес – направленным.