Роль внимания в жизни человека
Особое место среди всех существующих психических явлений, присущих человеку, занимает внимание.
Его научное понимание сводится к субъективной сосредоточенности в определенный момент времени на каком-то конкретном предмете действительности либо воображения (например, на запланированном событии, придуманном образе или же рассуждении). При этом все остальное в этот промежуток времени становится фоновым, таким, которому не придается никакого значения. Поэтому психологи считают, что внимание является одной из сторон познания и чувств, но оно не закреплено ни за одной из этих сфер психики.
Действительно, если попытаться более развернуто «разъяснить» понятие внимания, то выясняется следующее:
• внимание не проявляется самостоятельно, таким образом, и не может существовать отдельно от познавательного процесса и сознания человека;
• будучи частью познавательного процесса, именно внимание берет на себя функции сознательного управления действиями, необходимыми для получения и обработки информации извне.
Подобно другим психическим процессам, внимание обладает определенными «индивидуальными» характеристиками, к коим относятся:
- избирательность (умение правильно настроиться на восприятие необходимой для достижения поставленной сознанием цели информации);
- объем (заключается в количестве одновременно четко воспринимаемых объектов, проще говоря, определяется широта распределения внимания);
- распределение (возможность успешно выполнять несколько познавательных действий с участием различных органов чувств);
- концентрация (можно сказать, самая важная характеристика, призванная выявить степень сосредоточенности на интересующем сознание объекте);
- устойчивость (благодаря ей определяется длительность концентрации внимания);
- переключаемость (это динамическая характеристика, отвечающая за скорость перехода от одного объекта внимания к другому).
Ввиду экспериментальных исследований, связанных установленными характеристиками внимания, ученые пришли к выводу, что даже это психологическое явление допустимо разделить на три вида:
- непроизвольное (его еще называют рефлекторно-ориентировочным, которое возникает автоматически вследствие проявления внезапных раздражителей);
- произвольное (является осознанным и выражается вследствие действий по достижению поставленных целей);
- послепроизвольное (относится к запоминанию или «уничтожению» полученной информации в зависимости от ее значимости).
При любых обстоятельствах каждый человек обязан стремиться к развитию внимания, играющего важную роль в познании и самопознании.