Мам, я сам!
Развитие личности на протяжении всей жизни можно изобразить как спираль. Каждый виток имеет точку перехода к следующему кругу – эти переходы означают возрастные кризисы. Одним из таких переломных моментов в развитии ребенка является кризис трех лет.
В период с 2,5 до 4 лет маленький человек впервые перестает отождествлять себя с мамой и осознается как отдельная личность. В связи с этим юный исследователь изучает насколько безграничны его рамки и велики возможности. К сожалению или к счастью, лучшим способом познания является эксперимент, а предметом эксперимента оказываются самые близкие люди – родители.
Характерными чертами наступления этого интересного возраста являются неожиданно проявившиеся строптивость и упрямство. Вдруг перестают быть интересными любимые игрушки. Малыш отрицает очевидные и давно принятые им вещи. Хочет выполнять все действия самостоятельно, даже если они даются с трудом или вообще пока невозможны. Конфликты возникают абсолютно беспочвенно. Все эти действия ребенка направлены на то, чтобы узнать насколько независимым от родителей он может быть.
Не стоит в панике рвать на себе волосы. Пережить этот возраст возможно.
- В первую очередь важно признать право ребенка на самостоятельность. Пусть он сам выбирает какую футболку ему надеть или какой мультфильм посмотреть.
- Как бы странно ни звучало, но если малыш занят делом, не надо ему мешать. Взрослые уверены, что справятся лучше и стремятся помочь из благих намерений. Но такое вмешательство может быть чревато неприятными последствиями. Пусть ребенок играет, как умеет, ведь игра в возрасте 3 лет – основной вид обучения. К тому же попытки оказать помощь воспринимает как покушение на самостоятельность.
- Если малыш делает что-то что может причинить ему или окружающим вред, его обязательно нужно остановить. Ребенок не хочет принимать, но запоминает требования родителей. Таким образом, устанавливаются моральные принципы.
- Важно быть последовательными. Если запрет есть, он должен действовать всегда. Недопустима ситуация, когда родители, например, запрещают ребенку конфеты до основной еды, а сердобольная бабушка разрешает.
- Истерика возможна как вариант реакции на ситуацию или на взрослого, как личность. В таком случае все, что сказано мамой или папой будет восприниматься в штыки. Нивелировать проблему можно переключив внимание ребенка на что-то иное, ругать или наставлять его в таком состоянии бесполезно. Переключившись на игру, он забудет причину ссоры, и конфликт будет исчерпан.
- Порой во время кризиса трех лет ребенок начинается вести себя как настоящий тиран. В этом случае нужно не позволять ему манипулировать. Маленький человек должен знать, что мама и папа сделают все для его блага. Но при этом у них тоже есть свои желания и возможности, которые нужно учитывать всем членам семьи.
- Пословицу «яблоко от яблони» знаю все. В этом возрасте она актуальна как никогда. Маленький ребенок не знает как нужно действовать в той или иной ситуации, поэтому реакции на различные события он подсматривает у окружающих его взрослых.
- В переходном возрасте ребенок как бы совершает скачок на следующий уровень развития. Поэтому чересчур ласковым мамам в период «я сам» стоит меньше употреблять уменьшительных суффиксов и чаще относиться к ребенку как к личности, имеющей право на личное пространство.
Очень важно помнить, что кризиса невозможно избежать. Он проходит по-разному, но рано или поздно малыш осознает себя как личность и поймет, что для этого необязательно противопоставлять себя родителям.
Любовь и понимание – рецепт от всех семейных бед.