Контакты | О сайте
- нажмите, чтобы увидеть подраздел

Рисунок – зеркало детской души



Рисуем вместе с детьмиВсе дети любят рисовать. Кто-то любит пальчиковые краски, кто-то предпочитает цветные карандаши или мелки, кому-то по душе акварель и картины по номерам, а некоторые дети любят рисовать цветными шариковыми или гелиевыми ручками. Обычно стоит только положить перед юным художником его любимые предметы для рисования и несколько больших листов бумаги, как малыш с увлечением погрузится в процесс создания рисунка.

Но рисование является не только приятным, успокаивающим занятием, но и ценным источником информации для родителей, психологов и педагогов. Ведь то, что ребенок изображает на бумаге, является отражением его психического и эмоционального состояния, страхов, надежд и желаний. Как правильно расшифровать это послание?


Прежде всего, следует внимательно понаблюдать за ребенком в процессе творчества. Выглядит ли ребенок расслабленным, веселым, в хорошем настроении? Или, наоборот, он напряжен, молчалив, задумчив? Обычно дети охотно комментируют то, что рисуют, поэтому можно и даже нужно задавать ему наводящие вопросы: почему он выбрал тот или иной цвет, почему на семейном портрете нет кого-то из членов семьи, чей дом изображен на картине… Однако, нельзя давать советы, корректировать или критиковать работу малыша. Пусть рисует так, как считает нужным.

Кроме того, стоит присмотреться, как изображены основные персонажи. Значимые для ребенка люди, как правило, нарисованы довольно крупно на переднем плане. Если члены семьи изображены близко друг к другу или держащимися за руки значит в семье, скорее всего, царит дружба и взаимопонимание.

Примечательно, что дети выделяют значимых для себя персонажей, многократно обводя контуры рисунка или используя толстый маркер и фломастер. Причем такой прием может указывать как на любовь к данному человеку, так и на страх перед ним.


Обилие вымышленных персонажей (драконов, фей, волшебников) или несуществующих друзей может означать, что малыш чувствует себя одиноким и пытается «спрятаться» в вымышленном, сказочном мире.

Детские рисунки

 

Особое внимание нужно уделить и цветовой гамме рисунка. Хорошим знаком является использование «реалистичных» цветов (желтый для солнца, зеленый для травы, синий для воды). Вопреки распространенному заблуждению черный цвет не является индикатором негатива в детском рисунке: для ребенка это один из самых ярких, контрастных цветов, поэтому он может использовать его, чтобы выделить какого-то персонажа. А вот использование только одного цвета для всех объектов должно насторожить родителей: в этом случае имеет смысл спросить у самого ребенка, почему он не берет другие карандаши или краски.

 

В целом, психологи выделяют ряд особенностей детского рисунка, которые могут быть тревожным симптомом:

  • несоответствие возраста ребенка и техники рисования (например, 6-летний ребенок не должен рисовать одни каракули и закорючки);

  • использование только одного цвета;

  • наличие больших зубов, ногтей у персонажей (это может свидетельствовать о скрытой агрессии или страхе);

  • постоянные исправления рисунка, когда ребенок сначала рисует что-то, а потом зачеркивает или стирает (зачастую это признак неуверенности ребенка в своих силах, боязнь совершить ошибку);

  • частая тема одиночества в рисунках (одинокие дома без окон и дверей, отсутствие изображения самого автора или семьи и друзей).


Но в то же время, специалисты подчеркивают, что не следует преувеличивать значимость рисунков и делать поспешные выводы. Во-первых, один рисунок не может быть показательным: нужно проанализировать серию детских работ; чем больше, тем лучше. Во-вторых, необходимо наблюдение за ребенком в течение длительного времени – хотя бы нескольких недель. В-третьих, нужно судить не только по картинкам, но по фактическому состоянию малыша: если он спокоен, ведет себя как обычно, развивается в соответствии с возрастом, хорошо идет на контакт со взрослыми и дети, вероятнее всего, «тревожные» с точки зрения психологов элементы рисунков являются его индивидуальной особенностью или простым совпадением.


Поделитесь с друзьями:

17 марта 2015
Ключевые теги новости: рисунок, психология

 



Запрещено использование выражений в нецензурной и оскорбительной форме. HTML-теги и URL запрещены.

Полужирный Наклонный текст Подчёркнутый текст Зачёркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив Введите проверочный код в форму. Если символов не видно, нажмите на картинку для её обновления