Контакты | О сайте
- нажмите, чтобы увидеть подраздел

Развитие ребенка от 1 до 3 лет



Развитие ребенка от 1 до 3 лет.

После года темпы роста ребенка постепенно замедляются. За второй год жизни он вырастает на 9-10 см, а на третьем году - на 7 - 8 см. В 2 - 3 года ваш малыш уже довольно крепок на вид, и вы уже обращаетесь с ним уверенно. Однако особенно не расслабляйтесь: ребенку далеко еще до устойчивого физического и психического состояния.

 

В развитии ребенка от 2 до 3 лет довольно четко прослеживаются 3 периода. Родителям следует обращать внимание на это разделение, так как знание возрастных периодов поможет выбрать правильную тактику по уходу и воспитанию своего малыша.

 

Первый период - от года до полутора лет. Ребенок, начавший ходить, становится намного самостоятельней, чем раньше. В этом возрасте он – исследователь, везде лезет, поэтому часто набивает себе шишки, и его не удержать. В этом же возрасте ребенок начинает говорить.

 

Второй период - от полутора до 2 лет. Малыш совершенствуется в обретенных ранее навыках, определяет свое место в среде. Сейчас уже четко прослеживаются проявления его характера.

 

Третий период - от 2 до 3 лет. Это период наиболее активного умственного развития ребенка.


НАКОПЛЕНИЕ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА

После года в лексиконе ребенка начинают появляться все новые и новые слова. Конечно, он еще не правильно произносит слова, но вы уже понимаете, что он имеет ввиду. Это период накопления слов, когда ребенок запоминает слова. Если ребенок долгое время не произносил какое-либо слово, это не значит, что он его забыл. Оно у него уже отложилось в "ящичке памяти".

 

Ваша задача: как можно больше заниматься с малышом, разговаривать - сопровождать комментариями свои и его действия, по нескольку раз называть незнакомые предметы, объяснять их назначение. Его развитие останется с ним навсегда, а основы этого развития, знаний закладываете вы. В голове у вашего ребенка, как и у всякого человека, уже присутствует некая модель мира. И совершенствовать эту модель ему предстоит всю жизнь; в соответствии с этой моделью строится поведение вашего ребенка, а впоследствии и весь образ жизни. Закладывая в ребенка знания, воспитывая его, вы обогащаете его представления о мире и тем самым очень облегчаете малышу жизнь.

 

Не огорчайтесь, что ваш ребенок еще только говорит отдельные слова и не строит фразы. Это нормально для его возраста. Вы можете убедиться, насколько хорошо он вас понимает. Попросите малыша принести пирамидку, и он принесет ее вам. Скажите положить пирамидку, и он положит.

ПОЗНАНИЕ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

Едва проснувшись, ребенок сразу выбирается из кроватки. Лежать как прежде ему уже скучно. Ведь вокруг так много интересного. Не нужно мешать ребенку познавать мир, не надо говорить ему на каждом шагу "этого нельзя!", "того нельзя!", "не трогай!" и т. д. Если чего-то ребенку, действительно, нельзя, например, поиграть с зажигалкой, то, значит, зажигалка не должна попадаться ребенку на глаза. Так как, все, что ребенок видит, он непременно хочет потрогать, подвигать, перевернуть и посмотреть, что будет. Поэтому лучше помогите ему в его исследованиях, поучаствуйте. Заодно будете держать его исследования под контролем. Если ребенок хочет забраться в шкаф, забирайтесь с ним в шкаф, хочет повытаскивать ящики стола, вытаскивайте ящики стола. Ведь ребенок - полноправный член вашей семьи; он тоже хочет знать, где у вас что лежит.

 

Теперь малыш все меньше спит и все больше бодрствует. Днем он спит только один раз - в послеобеденное время. Во время бодрствования он занят играми. Ребенок в этом возрасте способен играть не только с игрушками, но и со всеми предметами, попадающими ему в руки: с тарелками, с молотком, с часами, с кошельком и т. д. Вы понимаете, что не все предметы подходят для игр, но не спешите отнимать их у малыша – ему же нужно обретать практические навыки, нужно знакомиться с миром предметов. Ребенок приобретает навыки тем быстрее, чем больше новых предметов попадается ему в руки. Поэтому дайте ребенку книгу, которую читаете, и научите обращаться с ней аккуратно. Ваше дитя довольно быстро приспособится перелистывать страницы. Дайте малышу чашку и кубик, и малыш порадует вас умением ловко вкладывать кубик в чашку. Задумайтесь над тем, какие новые практические навыки вы могли бы воспитать в своем ребенке.

Развитие ребенка от 1 до 3 лет

ПАДЕНИЯ

Кроме постижения мира, ребенок, после года быстро постигает премудрости ходьбы. И, конечно же, часто падает. Не нужно каждый раз бросаться к нему на помощь. Не нужно переживать, что ребенок часто падает. Он не сильно ушибается, поскольку еще слишком легок; и переломы ему не грозят (косточки его, содержащие много органики, очень гибки). А поднимаясь, малыш развивает, тренирует мышцы.

Во время падений, как во время любого движения, развивается у ребёнка и совершенствуется чувство равновесия (задействуется вестибулярный аппарат), ребенок набирается опыта в плане ориентации в пространстве. Если ребенок упал - пусть поднимется сам. Ваше неучастие в этом имеет большое воспитательное значение. Ребенок должен привыкнуть, сам справляться со своими трудностями. Не то он в будущем будет постоянно оглядываться на вас, ожидая помощи. Единственное, что от вас требуется, это поддерживать ребенка морально, словом. Если малыш разнервничался, успокойте его, ободрите. Умейте поддержать хорошее настроение. Но не сюсюкайте. Разговаривайте с ребенком, как со взрослым.



РЕБЕНОК УЧИТСЯ САМОСТОЯТЕЛЬНО ЕСТЬ

По своему развитию ребенок после года вполне способен сам управляться с ложкой. Если он еще не ест самостоятельно, активизируйтесь в этом направлении. Некоторые дети способны пользоваться ложкой уже до года.
Чтобы ребенок поскорее научился есть сам, не нужно ничего особенного делать. Только не делайте из ложки запретного предмета. Если ребенок схватил ее, пусть поиграет с ней, пусть изучит. Он уже знает назначение ложки и, подражая вам, попробует ее использовать. Первые попытки, конечно, будут неудачными, но малыш быстро освоит науку. Вы же будьте терпеливы, не браните ребенка, если он слишком вывозится в каше. К 15-месячному возрасту большинство детей вполне осваиваются с ложкой и владеют ей, если не виртуозно, то, во всяком случае, достаточно уверенно, чтобы обходиться при еде без вашей помощи.
Если вы заметили, что ваш ребенок склонен позабавиться за столом, и отвлекается от еды или начинает баловаться едой. Попробуйте пресекать эту нехорошую манеру поведения следующим образом: заберите у ребенка еду, спрячьте тарелку. Точно так же поступите и в следующий раз. Ребенок быстро сообразит, что баловство ему не на руку.

ИГРЫ В ВОДЕ

От года до полутора лет дети становятся "водяными". Конечно, мы и раньше замечаем, что ребенку доставляет огромное удовольствие каждое купание - как он плещется, как смеется. А теперь малыша просто тянет к воде. Поэтому, создайте ему условия, пусть поиграет игрушками в теплой воде. Это можно устроить дома в ванной комнате. Воды много не наливайте. Бросьте в воду несколько игрушек, с ними - пару пластмассовых чашек. Пусть малыш переливает из одной тары в другую, это нужно для его развития.

РЕБЕНОК НАЧИНАЕТ ОДЕВАТЬСЯ САМ

В возрасте 1,5 - 2 лет многие дети вполне способны сами раздеться. Но одеваться самостоятельно у них еще не получается. Нет специальных методик, как поскорее научить ребенка одеваться. Для этого необходимо время. От вас требуется немногое: когда вы одеваете ребенка, делайте это неторопливо (вообще все ваши действия по отношению к ребенку должны быть неторопливыми: ребенок учится, прослеживая ваши действия; наблюдая ваше спокойствие, ребенок и сам спокоен). Можно сопровождать процесс одевания комментариями: сначала надеваем это, затем то.

 

Иногда случается так, что дети капризничают и не хотят одеваться, либо, наоборот, раздеваться. В таком случае надо попробовать отвлечь, ребенка чем-нибудь, и пока он будет "переваривать" новую информацию, сделать свое дело.



ВАШ РЕБЕНОК РАЗГОВАРИВАЕТ

В этом возрасте можно ждать от ребенка первых фраз. Чем больше и чем яснее вы с ним разговариваете, тем быстрее ребенок научится самостоятельно строить фразы. Когда вы разговариваете с ребенком, не упрощайте слов, не коверкайте их, избегайте жестикуляции (любую мысль можно выразить словами). Не копируйте языковых неумелостей своего ребенка. И не насмехайтесь над ним, не передразнивайте.

ВАШЕМУ РЕБЕНКУ УЖЕ БОЛЬШЕ ДВУХ ЛЕТ

 

В возрасте после 2 лет ребенок становится менее активным в движении, но более общительным. Он пополняет свой словарный запас, много спрашивает, повторяет слова, как эхо, охотно идет на контакт с окружающими, разговаривает со всеми, кто его окружает, и даже с неодушевленными предметами.

 

Как и прежде, ребенок многие навыки обретает, подражая вам и окружающим его близким. Используйте это. Пусть ребенок постоянно видит, чем вы заняты. Вы стираете - пусть и малыш поучаствует, вы наводите порядок - пусть и он сложит в уголок свои игрушки. Ради забавы "покормите" вместе с ребенком куклу.

 

Покупайте ребенку побольше ярких с хорошими рисунками книжек. На рисунках все должно быть приятно и понятно. Рассказывайте ребенку, что изображено на рисунках, какие действия происходят. Он будет слушать очень внимательно. Заодно обучайте малыша бережно относиться к книжкам, не рвать их, не мять. Некоторое время спустя пускай ребенок сам расскажет по картинкам, что на них изображено. Если он не может, повторите рассказ.


НАЧАЛСЯ "ПЕРИОД ВОПРОСОВ"
   

Теперь вы можете почувствовать, что началось время бесконечных вопросов. Через это испытание надо пройти. И готовьтесь к тому, что закончится оно не скоро. На все вопросы ребенка отвечайте с терпеливостью. Не отмахивайтесь "мне некогда!", "отстань!" - этим вы совершаете большую ошибку. Всегда помните, что для ребенка 2 - 2,5 лет вы едва ли не основной источник знаний. И все слова, которые он знает, - ваши слова. И все выражения, какие он использует, - ваши выражения. Конечно, вы бываете усталыми или по любому поводу раздражены, а тут еще ребенок со своими бесконечными вопросами. Но старайтесь владеть собой и ситуацией. Ребенок, показывая на телефон, спрашивает: "Что это?" Вы должны не только сказать название предмета, но и объяснить, для чего он служит. Это очень расширяет кругозор ребенка.

 

В 2,5 года ваш ребенок должен знать до 300 слов. Если учитывать, что это запас слов среднестатистической домохозяйки, то, согласитесь, для ребенка совсем не плохо. В ваших возможностях этот запас слов пополнять и дальше. Когда ребенок вырастет, он вам только спасибо скажет.


Поделитесь с друзьями:

27 декабря 2009
Ключевые теги новости: развитие ребенка, темпы роста, развитие речи, познание мира, самостоятельность ребенка

 



Запрещено использование выражений в нецензурной и оскорбительной форме. HTML-теги и URL запрещены.

Полужирный Наклонный текст Подчёркнутый текст Зачёркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив Введите проверочный код в форму. Если символов не видно, нажмите на картинку для её обновления