10 советов для заботливых родителей
Очень полезные советы для родителей!
1.
Трехлетняя Энн размазала салат по столу. «Вытри клеенку, Энн»,— сказала мать. Девочка надулась и не двинулась с места. «Вытирай, Энн. Ты напачкала, ты и убирай». Мать ждала. Энн сидела, надувшись. Тогда мать молча убрала со стола.
Своим требовательным тоном мать попросила ребенка убрать стол, по существу, спровоцировав спор. Потом, уступив девочке, цыкнула на нее и в конце концов сделала за нее то, что ребенок должен был сделать сам.
Матери надо было бы сдержать свое первое побуждение и не высказывать властного требования. Наверное, вопрос, обращенный к ребенку: «Что же нам теперь делать?», вызвал бы у девочки желание предложить матери свою помощь. Если бы она этого не пожелала, то мать могла бы проявить твердость: положить в руку дочери тряпку и, ведя ее руку по столу, убрать клеенку. Если же ребенок будет сопротивляться, можно попросить его выйти из-за стола.
2.
...Восьмилетний Ральф разбросал свою выходную одежду по всей комнате. Мать долго пыталась приучить его убирать свои вещи. Рассердившись, она однажды собрала лежащую в беспорядке одежду и убрала ее. На следующий день, собираясь в гости, Ральф не мог найти костюм. «Где мой выходной костюм?»— гневно закричал он. Когда ему сказали, что он убран и что ему придется идти в школьном костюме, он впал в ярость. «Я тебе много раз говорила, что вещи надо убирать в шкаф, Ральф Пусть это послужит тебе уроком». «Тогда я не пойду в гости»,— закричал сын. «Нет, пойдешь. Одевайся. У тебя мало времени».— «Не пойду, не пойду, не пойду». В конце концов мать устала спорить с Ральфом, отказывающимся одеваться. «Ладно, если я отдам тебе костюм, ты обещаешь убрать его в шкаф, когдд вернешься?» «Конечно». Мать отдала ему костюм, Ральф быстро оделся. Придя домой, он, как обычно, разбросал одежду по комнате.
Вначале мать действовала правильно. Но потом она позволила втянуть себя в спор и в конце концов проиграла его, уступив сыну.
Мать могла бы обсудить с Ральфом этот вопрос и прийти с ним к соглашению о том, как надо обращаться с вещами и к каким последствиям приводит небрежное отношение к ним. Можно было бы спокойно сказать: «Твое дело, можешь не ходить в гости, оставайся дома». Но тогда уже надо было бы обязательно настоять на своем.
1.
Трехлетняя Энн размазала салат по столу. «Вытри клеенку, Энн»,— сказала мать. Девочка надулась и не двинулась с места. «Вытирай, Энн. Ты напачкала, ты и убирай». Мать ждала. Энн сидела, надувшись. Тогда мать молча убрала со стола.
Своим требовательным тоном мать попросила ребенка убрать стол, по существу, спровоцировав спор. Потом, уступив девочке, цыкнула на нее и в конце концов сделала за нее то, что ребенок должен был сделать сам.
Матери надо было бы сдержать свое первое побуждение и не высказывать властного требования. Наверное, вопрос, обращенный к ребенку: «Что же нам теперь делать?», вызвал бы у девочки желание предложить матери свою помощь. Если бы она этого не пожелала, то мать могла бы проявить твердость: положить в руку дочери тряпку и, ведя ее руку по столу, убрать клеенку. Если же ребенок будет сопротивляться, можно попросить его выйти из-за стола.

...Восьмилетний Ральф разбросал свою выходную одежду по всей комнате. Мать долго пыталась приучить его убирать свои вещи. Рассердившись, она однажды собрала лежащую в беспорядке одежду и убрала ее. На следующий день, собираясь в гости, Ральф не мог найти костюм. «Где мой выходной костюм?»— гневно закричал он. Когда ему сказали, что он убран и что ему придется идти в школьном костюме, он впал в ярость. «Я тебе много раз говорила, что вещи надо убирать в шкаф, Ральф Пусть это послужит тебе уроком». «Тогда я не пойду в гости»,— закричал сын. «Нет, пойдешь. Одевайся. У тебя мало времени».— «Не пойду, не пойду, не пойду». В конце концов мать устала спорить с Ральфом, отказывающимся одеваться. «Ладно, если я отдам тебе костюм, ты обещаешь убрать его в шкаф, когдд вернешься?» «Конечно». Мать отдала ему костюм, Ральф быстро оделся. Придя домой, он, как обычно, разбросал одежду по комнате.
Вначале мать действовала правильно. Но потом она позволила втянуть себя в спор и в конце концов проиграла его, уступив сыну.
Мать могла бы обсудить с Ральфом этот вопрос и прийти с ним к соглашению о том, как надо обращаться с вещами и к каким последствиям приводит небрежное отношение к ним. Можно было бы спокойно сказать: «Твое дело, можешь не ходить в гости, оставайся дома». Но тогда уже надо было бы обязательно настоять на своем.
3
...Трехлетняя Рут очень долго копалась, собираясь на ежевечернюю прогулку перед сном. В конце концов родители ушли со словами: «Очевидно, ты не очень хочешь идти на прогулку, а мы хотим. До свидания, милая. Мы скоро вернемся». Отлучившись совсем на короткое время, они вернулись и больше в тот вечер к этой теме не возвращались. Назавтра Рут собралась на прогулку задолго до обычного времени.
Родители не стали выполнять чрезмерных требований Рут.
Они не пытались оказывать на нее давление, они отвечали только за свои действия. Мать и отец отстояли заведённый порядок.
...Мать отправила трехлетнюю Мерилин на улицу поиграть в снегу. Вскоре Мерилин плакала у дверей. Мать пошла посмотреть, в чем дело, и увидела, что та сняла варежки, отчего ее руки покраснели и замерзли. Мать надела на нее варежки со словами: «Твои руки не станут мерзнуть, если ты не будешь снимать варежки. Для этого они и нужны. Так лучше? Ну конечно же. А теперь иди играть». Выглянув через несколько минут, она увидела, что Мерилин опять без варежек. На сей раз отец вышел, чтобы надеть на нее варежки. Это повторялось несколько раз, пока он не разозлился. «Оставь ее на улице, и пусть у нее по-настоящему замерзнут руки,— сказал он. Это послужит ей уроком». «Что за ужасная мысль!— воспротивилась мать.— У нее же руки окоченеют».
И мать надевала на Мерилин варежки, пока ей это не надоело. Но очень скоро она привела девочку домой и отшлепала.
Мерилин пользуется своей беспомощностью, чтобы вызвать жалость и заставить мать и отца ее обслуживать. Родители могут и не оказывать Мерилин чрезмерного внимания. Совсем не обязательно объяснять ей то, что ей уже известно: варежки нужны для того, чтобы руки не мерзли. Они могут не проявлять беспокойства и дать ребенку испытать на себе неизбежные последствия своего поведения. Когда она заплачет, как бы призывая пожалеть ее за беспомощность, они могут ответить: «Как жалко твои замерзшие ручки! Я не сомневаюсь, что ты знаешь, как следует их согреть». Если поведение дочери повторится, то ее надо забрать домой и не выпускать на улицу в этот день.
4.
...После купания четырехлетняя Ненси с матерью пошли в душевую. И вдруг Ненси заявила, что не будет принимать душ. Мать, сполоснувшись, ответила: «Хорошо, дорогая, но тебе нельзя одеть платье и выйти на улицу. Ты вся в песке». Мать выключила воду и стала вытираться, ничего больше не говоря девочке. Ненси тоже молчала, а потом быстро подошла к душу и стала мыться.
Мать вела себя правильно. Она напомнила Ненси об ограничениях, затем избежала спора и проявила твердость. Она добилась взаимопонимания и соблюдения порядка.
5.
...Девятилетний Стен сел за стол, не вымыв руки. «Что это за манера являться к столу в таком виде?— строго спросила мать.— Ох уж эти дети! Всегда у вас грязные руки. Посмотри на свои волосы! Ты их когданибудь причесываешь? А рубашка? Совсем грязная. И полотенце у тебя такое же!» Глаза Стена наполнились слезами. Он сидел с выражением лица, на котором был вопрос: «К чему ты еще привяжешься?»
Стен не соблюдает порядок, потому что пытается таким образом самоутвердиться. А мать своими упреками только обескураживает его. Когда Стен явился к столу с немытыми руками, она могла бы просто сказать: «Это неприлично. С грязными руками нельзя садиться за стол». Когда же сын придет к столу с чистыми руками, мать могла бы сказать: «Как мне приятно видеть, что ты умеешь о себе заботиться», или: «Я рада, что ты сегодня соблюдаешь порядок».
6.
...«Стой со мной рядом, Мэри»,— сказала мать своей дочери двух с половиной лет, заполняя бланк на почте. Но девочка отошла на несколько шагов. «Вернись!» — позвала ее мать. Мэри не послушалась, а мать продолжала заниматься своим делом. Тогда Мэри побежала к открытой двери. «Мэри, вернись!» Девочка с очень серьезным видом, но со смешинками в глазах направилась к выходу. «Ну и ладно, там тебя машина собьет»,— пригрозила мать и отвернулась к окошку кассира. Мэри остановилась в дверях.
Мэри играет с матерью, держит ее в напряжении, чтобы мать ею занималась. А мать слишком многословна и пытается добиться от ребенка послушания угрозой, пугая девочку возможностью попасть под машину.
Матери следовало бы молча взять ребенка за руку и не отпускать его от себя.
7.
...Заплатив за покупки, мать направилась к выходу магазина, но вдруг заметила в руках у пятилетнего Грега распечатанный пакет с конфетами. «А это у тебя откуда?» — строго спросила она. Грег расплакался. «Оттуда»,— и показал рукой на прилавок. «Скверный, скверный мальчишка! Как ты посмел это сделать? Разве ты не понимаешь, что это воровство! Теперь мне нря дется за них заплатить, а у меня нет больше денег». Говоря это, мать шлепала сына.
Потом она вернулась к продавцу и заплатила за взятые сыном конфеты.
Грег делает все, что ему вздумается, а мать берет на себя ответственность за его поступки. Ей следовало бы не обескураживать мальчика своей критикой и обвинением в воровстве, не применять в качестве метода воспитания наказание и поменьше говорить. Можно было заставить Грега самого подойти к продавцу и извиниться. После этого заплатить за конфеты и в течение нескольких дней не давать ребенку сладости.
8.
...Мать двухлетнего Майка сидела с другими матерями, у которых дети играли в колясках. Майк бегал от одной коляски к другой, пытаясь трясти и раскачивать их. «Майк, прекрати!»— кричала мать и возвращалась к прерванному разговору. А мальчик продолжал безобразничать, вызывая раздражение у матерей малышей. В конце концов одна из женщин встала и подкатила свою коляску к себе. Тогда мать Майка наконец поднялась, схватила его и сильно отшлепала. «Сколько можно говорить одно и то же?»— кричала мать.
Майку хотелось заставить мать заниматься им, а не разговорами с женщинами. Мать могла, не уделяя излишнего внимания сыну и не цыкая на него, посадить его тоже в коляску. Если же он протестующе закричит, то советуем проигнорировать этот его прием. Когда он успокоится, его можно выпустить погулять. Но как только он начнет опять безобразничать, лучше прервать прогулку и уйти домой.
9.
...Оставалось десять минут до времени сна, а игрушки Ненси все еще были разбросаны по всей комнате. Мать сказала: «Пора ложиться спать. Помочь тебе убрать игрушки или ты справишься сама?» Раньше этот прием всегда удавался. Но сегодня трехлетняя Ненси заявила: «Я не буду их собирать. Я слишком устала. Собери ты».— «Нет, Ненси. Я лучше почитаю». И мать занялась книгой, не обращая на дочь никакого внимания. Через несколько минут Ненси сказала: «Я бы хотела убрать игрушки. Помоги мне, пожалуйста». «Хорошо, дорогая». Убираясь в комнате, мать с дочкой обсуждали план прогулки на завтрашний день.
Ненси «проверяла» свою мать, которая не поддалась и в результате избежала спора. Мать добилась взаимопонимания. Она не критиковала Ненси. Предложив девочке помощь, она отказалась убирать игрушки вместо нее.
10.
...«Мама, я хочу конфету!» — хныкала пятилетняя Джуди, стоя с матерью в очереди в магазине. Красивые этикетки сладостей очаровали девочку. «Нет,— сказала мать— у нас много конфет дома». Ее голос был исполнен силы и решимости. «А я сейчас хочу шоколадку!» Джуди захныкала громче. Мать покосилась на людей в очереди. «У меня не хватит на нее денег»,— ответила она с ноткой отчаяния в голосе. «Я хочу шоколадку сейчас!»— закричала Джуди. «Сколько это стоит?»— спросила мать. Она постояла, раздумывая над ценой, и наконец со вздохом сказала: «Ну ладно, возьми». Джуди, ликуя, развернула плитку, откусила кусочек, опять завернула ее и сунула в корзину для покупок.
Джуди чувствует себя вправе получать все, что ей только захочется. Она желает не только подарки, но и стремится к власти над матерью. А мать совсем не должна давать дочери все, что ей хочется, особенно когда в этом нет необходимости. Матери не следует потакать девочке. Надо иметь смелость говорить «нет» и при этом проявлять твердость.
Родители не стали выполнять чрезмерных требований Рут.
Они не пытались оказывать на нее давление, они отвечали только за свои действия. Мать и отец отстояли заведённый порядок.
...Мать отправила трехлетнюю Мерилин на улицу поиграть в снегу. Вскоре Мерилин плакала у дверей. Мать пошла посмотреть, в чем дело, и увидела, что та сняла варежки, отчего ее руки покраснели и замерзли. Мать надела на нее варежки со словами: «Твои руки не станут мерзнуть, если ты не будешь снимать варежки. Для этого они и нужны. Так лучше? Ну конечно же. А теперь иди играть». Выглянув через несколько минут, она увидела, что Мерилин опять без варежек. На сей раз отец вышел, чтобы надеть на нее варежки. Это повторялось несколько раз, пока он не разозлился. «Оставь ее на улице, и пусть у нее по-настоящему замерзнут руки,— сказал он. Это послужит ей уроком». «Что за ужасная мысль!— воспротивилась мать.— У нее же руки окоченеют».
И мать надевала на Мерилин варежки, пока ей это не надоело. Но очень скоро она привела девочку домой и отшлепала.
Мерилин пользуется своей беспомощностью, чтобы вызвать жалость и заставить мать и отца ее обслуживать. Родители могут и не оказывать Мерилин чрезмерного внимания. Совсем не обязательно объяснять ей то, что ей уже известно: варежки нужны для того, чтобы руки не мерзли. Они могут не проявлять беспокойства и дать ребенку испытать на себе неизбежные последствия своего поведения. Когда она заплачет, как бы призывая пожалеть ее за беспомощность, они могут ответить: «Как жалко твои замерзшие ручки! Я не сомневаюсь, что ты знаешь, как следует их согреть». Если поведение дочери повторится, то ее надо забрать домой и не выпускать на улицу в этот день.
4.
...После купания четырехлетняя Ненси с матерью пошли в душевую. И вдруг Ненси заявила, что не будет принимать душ. Мать, сполоснувшись, ответила: «Хорошо, дорогая, но тебе нельзя одеть платье и выйти на улицу. Ты вся в песке». Мать выключила воду и стала вытираться, ничего больше не говоря девочке. Ненси тоже молчала, а потом быстро подошла к душу и стала мыться.
Мать вела себя правильно. Она напомнила Ненси об ограничениях, затем избежала спора и проявила твердость. Она добилась взаимопонимания и соблюдения порядка.
5.
...Девятилетний Стен сел за стол, не вымыв руки. «Что это за манера являться к столу в таком виде?— строго спросила мать.— Ох уж эти дети! Всегда у вас грязные руки. Посмотри на свои волосы! Ты их когданибудь причесываешь? А рубашка? Совсем грязная. И полотенце у тебя такое же!» Глаза Стена наполнились слезами. Он сидел с выражением лица, на котором был вопрос: «К чему ты еще привяжешься?»
Стен не соблюдает порядок, потому что пытается таким образом самоутвердиться. А мать своими упреками только обескураживает его. Когда Стен явился к столу с немытыми руками, она могла бы просто сказать: «Это неприлично. С грязными руками нельзя садиться за стол». Когда же сын придет к столу с чистыми руками, мать могла бы сказать: «Как мне приятно видеть, что ты умеешь о себе заботиться», или: «Я рада, что ты сегодня соблюдаешь порядок».
6.
...«Стой со мной рядом, Мэри»,— сказала мать своей дочери двух с половиной лет, заполняя бланк на почте. Но девочка отошла на несколько шагов. «Вернись!» — позвала ее мать. Мэри не послушалась, а мать продолжала заниматься своим делом. Тогда Мэри побежала к открытой двери. «Мэри, вернись!» Девочка с очень серьезным видом, но со смешинками в глазах направилась к выходу. «Ну и ладно, там тебя машина собьет»,— пригрозила мать и отвернулась к окошку кассира. Мэри остановилась в дверях.
Мэри играет с матерью, держит ее в напряжении, чтобы мать ею занималась. А мать слишком многословна и пытается добиться от ребенка послушания угрозой, пугая девочку возможностью попасть под машину.
Матери следовало бы молча взять ребенка за руку и не отпускать его от себя.
7.
...Заплатив за покупки, мать направилась к выходу магазина, но вдруг заметила в руках у пятилетнего Грега распечатанный пакет с конфетами. «А это у тебя откуда?» — строго спросила она. Грег расплакался. «Оттуда»,— и показал рукой на прилавок. «Скверный, скверный мальчишка! Как ты посмел это сделать? Разве ты не понимаешь, что это воровство! Теперь мне нря дется за них заплатить, а у меня нет больше денег». Говоря это, мать шлепала сына.
Потом она вернулась к продавцу и заплатила за взятые сыном конфеты.
Грег делает все, что ему вздумается, а мать берет на себя ответственность за его поступки. Ей следовало бы не обескураживать мальчика своей критикой и обвинением в воровстве, не применять в качестве метода воспитания наказание и поменьше говорить. Можно было заставить Грега самого подойти к продавцу и извиниться. После этого заплатить за конфеты и в течение нескольких дней не давать ребенку сладости.
8.
...Мать двухлетнего Майка сидела с другими матерями, у которых дети играли в колясках. Майк бегал от одной коляски к другой, пытаясь трясти и раскачивать их. «Майк, прекрати!»— кричала мать и возвращалась к прерванному разговору. А мальчик продолжал безобразничать, вызывая раздражение у матерей малышей. В конце концов одна из женщин встала и подкатила свою коляску к себе. Тогда мать Майка наконец поднялась, схватила его и сильно отшлепала. «Сколько можно говорить одно и то же?»— кричала мать.
Майку хотелось заставить мать заниматься им, а не разговорами с женщинами. Мать могла, не уделяя излишнего внимания сыну и не цыкая на него, посадить его тоже в коляску. Если же он протестующе закричит, то советуем проигнорировать этот его прием. Когда он успокоится, его можно выпустить погулять. Но как только он начнет опять безобразничать, лучше прервать прогулку и уйти домой.
9.
...Оставалось десять минут до времени сна, а игрушки Ненси все еще были разбросаны по всей комнате. Мать сказала: «Пора ложиться спать. Помочь тебе убрать игрушки или ты справишься сама?» Раньше этот прием всегда удавался. Но сегодня трехлетняя Ненси заявила: «Я не буду их собирать. Я слишком устала. Собери ты».— «Нет, Ненси. Я лучше почитаю». И мать занялась книгой, не обращая на дочь никакого внимания. Через несколько минут Ненси сказала: «Я бы хотела убрать игрушки. Помоги мне, пожалуйста». «Хорошо, дорогая». Убираясь в комнате, мать с дочкой обсуждали план прогулки на завтрашний день.
Ненси «проверяла» свою мать, которая не поддалась и в результате избежала спора. Мать добилась взаимопонимания. Она не критиковала Ненси. Предложив девочке помощь, она отказалась убирать игрушки вместо нее.
10.
...«Мама, я хочу конфету!» — хныкала пятилетняя Джуди, стоя с матерью в очереди в магазине. Красивые этикетки сладостей очаровали девочку. «Нет,— сказала мать— у нас много конфет дома». Ее голос был исполнен силы и решимости. «А я сейчас хочу шоколадку!» Джуди захныкала громче. Мать покосилась на людей в очереди. «У меня не хватит на нее денег»,— ответила она с ноткой отчаяния в голосе. «Я хочу шоколадку сейчас!»— закричала Джуди. «Сколько это стоит?»— спросила мать. Она постояла, раздумывая над ценой, и наконец со вздохом сказала: «Ну ладно, возьми». Джуди, ликуя, развернула плитку, откусила кусочек, опять завернула ее и сунула в корзину для покупок.
Джуди чувствует себя вправе получать все, что ей только захочется. Она желает не только подарки, но и стремится к власти над матерью. А мать совсем не должна давать дочери все, что ей хочется, особенно когда в этом нет необходимости. Матери не следует потакать девочке. Надо иметь смелость говорить «нет» и при этом проявлять твердость.