Не волнуйтесь и все получится



...Пятилетняя Марго и семилетняя Кэти стояли у кухонного стола и очень внимательно наблюдали за тем, как мать разрезала торт. Она положила на две тарелки по куску. Потом на одну тарелку добавила еще кусочек.

«Мама, Марго ты дала больше. Это несправедливо. Мне достанется меньше»,— захныкала Кэти. «Столько же, столько же»,— пропела сестра. «Нет, Марго, Кэти права. Я добавлю ей еще немного». Мать внимательно посмотрела на тарелки и увидела, что сладкое досталось девочкам поровну.

деткиМать изо всех сил старалась быть справедливой. Однако вопреки намерениям ее старания приводят к вредным последствиям. Они создают в отношениях между детьми напряженность и усиливают их соперничество. Каждая девочка полна решимости получить не меньше сестры и хочет знать наверняка, что другая не получит больше. В то же время девочки действуют в союзе, так как вместе контролируют, насколько справедливо поступает их мать. Как же она оказалась в таком неприятном положении?

В данном случае мать ошибочно полагает, что должна быть к детям «справедливой» и не отдавать никому предпочтения. Но как она может сделать так, чтобы и Марго, и Кэти в жизни доставалось всего поровну? Чрезмерная озабоченность матери этой проблемой приведет к тому, что дочери будут стремиться в своей жизни только получать и ничего не давать. Этот ошибочный принцип еще никогда никому не приносил счастья.

Можно посоветовать матери не принимать близко к сердцу и не тревожиться о том, насколько она справедлива. Если она решила дать девочкам по равному куску торта, то надо это сделать, не задумываясь о том, что один кусок может быть немного больше другого. Если они поднимут шум из-за того, что кому-то досталось меньше, мать может уйти. Пусть девочки разбираются сами.

...Мать была очень встревожена тем, что у трехлетнего Раймонда плохо работал желудок. В шестимесячном возрасте она стала приучать его проситься на горшок, но ей редко удавалось этого добиться. Когда он был еще совсем маленький, она иногда ставила ему клизму. Теперь ей приходилось делать это почти каждый день.

Мать слишком тревожилась из-за стула сына. Однако за чрезмерной обеспокоенностью его здоровьем на самом деле стояла решимость заставить мальчика садиться на горшок тогда, когда она считала это необходимым. Беспокойство матери можно понять. Но пока она будет брать на себя то, что он обязан делать сам, до тех пор он не научится решать этот вопрос самостоятельно.

Матери советуем перестать волноваться и позволять сыну садиться на горшок тогда, когда он считает нужным. Пусть это будет его заботой. Если при этом ему не надо будет выражать свой протест, то его организм снова начнет функционировать нормально. Этот совет действителен, конечно, по отношению к здоровым детям.

...Мать взяла с собой пятилетнюю Дороти в большой универмаг. Девочка все время отставала от нее, в восхищении останавливаясь у каждой витрины. Но когда мать задерживалась у прилавка, чтобы что-нибудь купить, Дороти исчезала. Половину времени мать провела, бегая по магазину в поисках дочери. В конце концов она совсем потеряла ее из виду и пришла в ужас. После долгих поисков она нашла ребенка и сказала: «Дороти, ты меня очень напугала. Пожалуйста, не отходи от меня. Я не хочу, чтобы ты потерялась в этом большом магазине». Девочка серьезно посмотрела на мать.

Оказывается, каждый раз, когда Дороти шла куда-то с матерью, она начинала играть с ней в прятки. Ведь так забавно смотреть на маму, когда она пугается. Дороти совсем не терялась. Она прекрасно знала, где находится мать.

Матери не следовало бы в данном случае волноваться. Чтобы отучить дочь играть в прятки в общественных местах, может быть, надо потратить некоторое время на то, чтобы тоже «поиграть» с ней в прятки! Заметив, что Дороти нет рядом, мать могла бы спокойно исчезнуть на несколько минут из поля ее зрения. Девочка скоро поймет, что мать не ищет ее, и вернется на то место, где ее оставила. Но матери там уже нет! Ребенок, конечно, забеспокоится и сам начнет искать мать. В этот момент нельзя злоупотреблять, чтобы не напугать ребенка. Вскоре мать может спокойно появиться там, где находится Дороти, и, делая вид, что ничего не произошло, по-прежнему заниматься покупками. Когда Дороти, взволнованная, подбежит к ней, мать может, как бы не обратив внимания на нее, спокойно сказать: «Как жаль, что мы потеряли друг друга». Так можно делать каждый раз, когда ребенок от нее отходит. Если мать не будет искать Дороти, делая вид, что не волнуется и не беспокоится за нее, то девочка, наверное, постарается больше не отставать от матери.

...Мать разговаривала с приятельницей и через каждые три-пять минут вставала и выглядывала из окна, чтобы посмотреть на своих сыновей шести и семи лет, игравших во дворе. Наконец приятельница спросила: «Что там такого интересного?»— «Да ничего особенного. Я просто смотрю, все ли в порядке с детьми».

 

Волнение матери понять можно, но зачем его доводить до такой степени? Так у матери не будет ни одной свободной от детей минуты.

...Десятилетний Денни держал мать в постоянном напряжении. Вопреки ее просьбам он часто не возвращался домой сразу после уроков. Однажды его не было дома до самого вечера. Мать пришла в ужас. Поскольку в школу он ездил на велосипеде, то она была совершенно уверена в том, что его сбила машина. Она уже решила звонить в местную больницу, когда вошел Денни. Брюки и туфли у него были мокрые и грязные. «Денни! Где же ты был? Я чуть с ума не сошла от страха. Где ты был?»— «Я спустился к тому пруду, который находится у дороги. Посмотри, я принес головастиков». «Сколько раз я тебе велела из школы возвращаться сразу домой?— сердито спросила мать.— Какое ты имеешь право заставлять меня так волноваться?» — продолжала она свою тираду. А Денни слушал ее с невозмутимым видом.




На следующий день она пошла в консультативный центр. Там обсуждалась аналогичная проблема. Матери посоветовали быть веселой, когда бы Денни ни пришел домой. Но однажды, когда он задержится дольше обычного, ей посоветовали уйти из дома.

Очень часто тревога и беспокойство родителей оказываются напрасными. Дети, скорее всего, это знают и используют в своих различных целях. Лучшее, что можно сделать,— это верить в своих детей и стараться не волноваться до тех пор, пока это хотя бы в какой-то степени возможно.

...У матери Билли были свои проблемы. Когда ему исполнилось шестнадцать месяцев, из-за суматохи, связанной с разводом и необходимостью начать работать, она была вынуждена отдать сына в детский дом. Когда ему исполнилось два года, она вторично вышла замуж и забрала мальчика домой. А когда ему было три года, она опять отдала его в детский дом на то время, пока рожала второго ребенка. В пятилетнем возрасте Билли производил впечатление несчастного ребенка. Как мать ни старалась доказать ему свою любовь, ничто его в этом не убеждало. Каждый раз, когда матери приходилось говорить ему «нет» или в чем-то отказывать, Билли жалобно плакал и всхлипывал: «Ты меня не любишь». Мать приходила в отчаяние. Она выбивалась из сил, пытаясь утешить и угодить сыну.

Мать чувствует себя виноватой перед Билли за то, что отдавала его в детский дом. Возможно, при тех обстоятельствах этот шаг был разумным выходом из положения. Но она считает, что обидела ребенка, поэтому очень обеспокоена тем, что это на нем плохо отразилось. Мать полагает, что сын чувствовал себя тогда брошенным.

Конечно, ребенку трудно было отрываться от родного дома, но ему следовало бы объяснить, когда он стал понимать, что это было вызвано необходимостью. А в создавшейся ситуации Билли хорошо реагирует на отношение к нему матери и даже использует его в своих целях. Зная, что ее тревожит, мальчик продолжает накалять атмосферу, чтобы иметь возможность командовать матерью. Он, видимо, понимает, что, пока будет выражать сомнение в том, что мать его любит, она будет делать все, чтобы заверить его в своих чувствах.

И мать, и сын знают, что они любят друг друга, поэтому ее сомнения должны исчезнуть. Матери можно было бы посоветовать не бояться Билли и осознать цель его поведения. Когда Билли начинал рыдать, она могла бы ответить: «Мне очень жаль, что тебе так плохо. Но ты же знаешь, что я сделала все, чтобы тебе теперь было хорошо».
Ребенок, ревнующий родителей к другим детям, ставит их перед аналогичной проблемой. После рождения младшего ребенка родители обычно начинают следить за взаимоотношениями между детьми. И нередко они обнаруживают, что усилия, направленные ими на то, чтобы у ребенка не развилось чувство ревности, не помогают ему понять суть этой человеческой склонности. Лучший способ бороться с этим горьким чувством — не придавать ему значения и не проявлять жалости к ребенку.

Можно не сомневаться в том, что дети могут справляться даже с неприятными ситуациями. Разумеется, после рождения младшего ребенка мать не может уделять старшему столько же времени, сколько раньше. Но он привыкнет к своему новому положению, если родители не станут жалеть его и не будут пытаться возместить ему эти «потери». В семье бывает, что один ребенок временно оказывается в лучшем положении, чем другие дети. Это вполне естественно и должно восприниматься всеми членами семьи спокойно, без лишних волнений, но для этого им надо хорошо объяснить причины такого положения. Ребенок чаще всего проявляет чувство ревности тогда, когда он добивается какой-то цели.

У родителей много поводов для волнений, когда дело касается их детей. Они следят за тем, чтобы у них не появились вредные привычки, наблюдают за здоровьем, выясняют развитие их мышления. Некоторые матери и отцы, основываясь на собственном представлении о развитии ребенка, порой навязывают ему свои тревоги по любому поводу. Не пытаясь выяснить, что он сам думает по данному вопросу, они полагают, что им все известно, что надо предпринять. Такие родители требуют только отличной учебы чаще всего для того, чтобы можно было гордиться ребенком. Они заставляют его заниматься только тем, что, по их мнению, способствует его развитию. Эти родители страдают подозрительностью. Они постоянно хотят знать: что такое задумал их ребенок? Они ведут себя так, будто думают, что все дети рождаются плохими и их надо заставлять быть хорошими. Они тратят невероятно много времени и сил, пытаясь жить и думать за своих детей.

Насколько было бы лучше, если бы родители перестали так перенапрягаться, поверили бы в своих детей и дали бы им свободу и возможность учиться самостоятельности.
Очень часто волнения родителей объясняются тем, что они не знают, как поступить в той или иной ситуации.

Однако совсем не обязательно им «решать» каждую из возникающих мелких проблем. Многие из них исчезнут, если относиться к ним спокойно. При этом следовало бы учитывать, что дети нередко придумывают проблемы для того, чтобы родители все время ими занимались. Если серьезно осмысливать свои методы воспитания, понимать слова и действия своего ребенка, верить в свои силы и поменьше беспричинно волноваться, то возникающие с детьми проблемы значительно сокращаются.



Оставить комментарий

  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent


Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив