Дефекты речи у ребенка: как предотвратить и как справиться
В течение всего детского (а порой и подросткового) возраста у ребёнка формируется речь. Детский мозг устроен наподобие губки: всё, что он воспринимает органами чувств, и будет выражаться ребёнком в дальнейшем. В первую очередь средством выражения мыслительных процессов является речь. Причём речь должна быть осмысленная и основываться на ассоциациях и логических связях, а не просто подражанием внешних звуковых сигналов (как у некоторых птиц).
Этапность формирования речи
Речь формируется не только на основе восприятия окружающего миру: на это влияют анатомические особенности голосового аппарата, физиологическое и органическое развитие центральной нервной системы, особенности воспитания на всём протяжении взросления. Выступая способом взаимодействия с миром и донесения своих желаний окружающим, речь формируется в несколько этапов:
- Пассивный или подготовительный период. Охватывает время от рождения до конца 1 года жизни. Ребёнок общается звуками, и первое слово произносит обычно в самом конце эго периода. Обычно этим словом является то, которое было услышано в сочетании с возникшей сильной положительной или отрицательной эмоцией.
- Предшкольный (автономный): до 3-х лет. Это период экспериментов и неправильного произношения, которое, в принципе, нормально. Ребёнок пытается говорить слова и фразы и оценивает реакцию взрослых на это.
- Дошкольный (активный): до 7 лет. Характеризуется усложнением речевых конструкций; важно обучать ребёнка правильному произношению с начала этого этапа, так как фиксирование знаний и навыков в это время особо сильно.
- Школьный возраст: от 7 лет и до окончания полового созревания. Здесь особое влияние оказывают как педагоги, так и сверстники. Причём в подростковый период из-за существующего подросткового максимализма дети отказываются признавать авторитет взрослых, в том числе и в области произношения и создания речевых конструкций. На этом этапе работа логопедов, дефектологов, психологов и других специалистов медицинского профиля наиболее трудна.
Проблемы с речью у ребенка
При любых начинающихся проблемах с речью, даже если они кажутся нормальными и легко исправимыми, рекомендуется обращаться к специалистам. К примеру, можно обратиться в центр детской нейропсихологии https://altera-vita.ru.
На существующие проблемы речи у ребёнка могут указать следующие признаки:
- Нарушение понимания речи, которое выражается в постоянно повторяющихся ошибках в соблюдении различных устных инструкций (хотя это может быть и нарушением интеллекта);
- Трудность в выражении мыслей, проявляющаяся маленьким словарным запасом, простыми предложениями, паузами между словами;
- Искажённое звукопроизношение, которое может быть следствием нарушенного восприятия речи;
- Задержка речи (если к 3 годам речи нет, то это считается существенной задержкой);
- Нечёткость произношения, ребёнок шепелявит или картавит;
- Неправильное использование глаголов либо их «проглатывание».
Какой специалист поможет
Специалисты в центре детской нейропсихологии, да и почти в любых специализированных медицинских учреждениях, могут помочь преодолеть этот недуг или, если проблема не может быть излечена, научить как ребёнка, так и родителей существовать с этим. Основной врач, который может диагностировать и наметить план лечения – невролог. Кроме него, активное участие в диагностике и терапии могут оказывать детский психолог, логопед, дефектолог, детский психиатр. Если же имеются какие-либо соматические нарушения, то помогут оториноларинголог, окулист, даже нейрохирург (если есть новообразование, нарушающее работу центра речи).
В лечении может участвовать физиотерапевт, если назначены физиотерапевтические методы лечения. Все лечебные мероприятия должны проходить при активном участии родителей и воспитателей; в этом же должен быть заинтересован и сам ребёнок (если он уже достаточно взрослый и понимают всю серьёзность проблемы).
Почему так важно вовремя обратиться к врачу
В первую очередь дефекты речи у ребёнка ведут к нарушению выражения своих мыслей и понимания волеизъявления ребёнком окружающими, как взрослыми, так и сверстниками. Затруднится обучение в школе, особенно тяжело будет изучать родной язык (дислексия, дисграфия) и математику (математические уравнения по своей сути – те же предложения со словами).
Не избежать и проблем общения со сверстниками: дети бывают порой жестокими, часто передразнивают и могут унизить ребёнка с речевым дефектом. Это приводит к психологическим проблемам, возникновению замкнутости, социофобии, трудностями в рабочем коллективе и в личной жизни. Может развиться очень стойкая, не поддающаяся большинству обычных терапевтических практик, патология – заикание.
Собеседник человека, у которого есть неисправленные в детстве нарушения речи, начинает непроизвольно отторгать неправильно звучащие слова, и подсознательно у него формируется отрицательное отношение. Кроме того, есть профессии, в которых правильно построенные речь и произношение являются ключевыми.