Управление детским гневом
Гневом называют первичную инстинктивную реакцию на раздражители. Умение отвечать за свои поступки – одно из качеств развитой личности. Не все взрослые справляются с гневными эмоциями. Тем важнее приучить ребенка с детства контролировать свое поведение: раздражительность, агрессия не способствует успеваемости в школе, налаживанию контактов с окружающими.
Гнев детей проявляется в формах агрессии, бурном всплеске эмоций. Одни дерутся, обзываются, грубят. Другие срываются на слезы с криком. Следует определить причины неадекватного поведения: это обычные капризы либо другое? Первопричиной детского негодования является несоответствие между желаемым и возможным. Даже банальный отказ купить детскую игрушку, так понравившуюся малышу, может спровоцировать подобную ситуацию, а есть еще множество других факторов.
- Ускоренный темп жизни. Малыш, идущий в детский сад, начинает подчиняться распорядку, в котором на все отводится определенное время: быстро позавтракать, чтобы не опоздать, быстро одеваться в детсаду на прогулку, не отставать от сверстников во время игры. С начальных классов темп жизни ребенка увеличивается. Если его отдают в кружки, секции, то зачастую у ребенка не остается времени отдохнуть так, как ему хочется.
- Нервное перевозбуждение. Нередки случаи, когда благовоспитанное чадо в присутствии гостей на домашнем торжестве начинает вести себя отнюдь не культурно: громко смеется, встревает в разговоры взрослых и т.п. На замечания родителей реагирует возмущением либо плачем. Причина проста: ребенок чувствует атмосферу, ему тоже хочется поучаствовать в общем веселье, быть заметным. Только правильно сделать это не удается в силу отсутствия опыта.
- Неуспешность в делах, неуверенность в собственных силах. Не удается решить задачу, а так хочется уже погулять. Старается вымыть посуду, помочь, а разбивает тарелку. У доски растерялся, плохо ответил – одноклассники подняли на смех. Все пошли играть в футбол, а его не взяли. По сути, причины гнева кроются в низкой самооценке ребенка при его желании быть хорошим.
- Гнев в ответ. Родительские попреки, наставления воспитателя, учителя, «дразнилки» одноклассников – и в ответ на это мгновенная агрессия как единственный выход из ситуации, который ребенок знает.
В любом случае, гневные вспышки у детей свидетельствуют о неблагополучном эмоциональном, психическом состоянии.
Как поступать родителям, если их ребенок склонен к проявлению гнева? Следует подавать положительный пример собственного поведения в напряженных ситуациях. Надо показать, что с гневом можно справиться без кулаков и ругательств, не теряя при этом лица перед обидчиком и самим собой.
Не стоит подавлять гневные чувства: они накапливаются и однажды вырвутся на свободу разрушающим тараном. Но можно успокоить себя и подумать: так ли непереносима ситуация, стоит ли она таких переживаний? Надо научить ребенка либо рассказать про себя смешной стишок, либо посчитать до десяти: появится время для обдумывания положения.
Если чувства уже «закипают», нужно учить детей направлять злость, не причиняя вреда (порвать на клочки бумажку, хлопнуть в ладоши, сделать несколько глубоких вдохов-выдохов). Детям, склонным к вспышкам гнева, можно купить боксерскую грушу: в течение дня у них будет возможность выплеснуть эмоции.
Взрослым следует распределять нагрузку детей в течение дня: важен режим, полноценный отдых, эмоциональная разрядка.
Ни в коем случае нельзя грубить в ответ ребенку, бить его. Но нельзя и не заметить неадекватное поведение, если оно начало повторяться. Следует показать ребенку свою любовь и готовность понять его проблемы. Борьба с детским гневом – вопрос родительского терпения и такта.