Воспитывая деловитость в ребенке...
Полезным и важным личностным качеством детей, берущим начало своего развития в младшем школьном возрасте, является деловитость. Как показывает практика, оно пригождается человеку в разных сферах его жизни. Его формированию заинтересованные родители уделяют большое внимание. Помня, в тоже время, что деловитость – все же не основная черта характера маленького ребенка.
Первичные деловые черты:
- исполнительность;
- аккуратность;
- дисциплинированность;
- ответственность.
Появляются они у ребят еще до поступления для обучения в школу. Если таких качеств нет, то дальнейшее их развитие, как утверждают специалисты, будет идти с большим затруднением.
На базе первичных деловых черт, формируются вторичные:
- инициативность;
- трудолюбие;
- грамотный организатор или хороший исполнитель;
- находчивость.
Формируются полезные качества в процессе учебной и игровой деятельности. При этом параллельно повышается самооценка у ребенка. А родители выступают в роли лидера, создавая прообраз будущего руководителя.
Во-первых, ребенка нужно научить планировать. На листке бумаги можно записать, обсуждая вместе с малышом, какие дела он может выполнить самостоятельно, без родителей (позвонить бабушке, протереть пыль в комнатах, покормить рыбок).
Важно при этом обратить внимание ребенка на то:
- зачем ему это делать?
- какое дело из списка будет являться первостепенным, а какое - второстепенным?
- что нужно приготовить для выполнения задания? (зарядить телефон, надеть фартук, напомнить старшему брату о покупке корма).
Не помешает в разумных пределах привлекать ребенка к планированию мероприятий семейного масштаба, рассказать ему о существовании планов на день, на учебную четверть, на каникулы, на год.
Во-вторых, ребенок учится корректировать свои планы: вычеркивать реализованные дела, анализировать неудавшиеся, переставлять местами по степени важности из-за меняющихся обстоятельств. Это позволит его мышлению быть гибким.
В-третьих, ребенок учится отмечать динамику своих успехов. Вспоминая свой день, называть «пятерку» лучших событий.
В-четвертых, хорошая привычка – быстро переключаться с одного законченного дела на другое.
Не всегда родители смогут находиться рядом с ребенком и постоянно мотивировать его на свершения и работу над собой. Для поднятия самооценки в таких случаях психологи рекомендуют «позитивную заготовку»: нарисовать ромашку с лепестками (солнышко с лучами, ладошку с пальчиками, несколько смайликов) и подписать положительные качества малыша (отзывчивый, самостоятельный, смышленый, веселый, умелый). В ответственный момент коллаж сыграет свою вспомогательную роль.
Взрослые люди часто грешат отступлением от правил и планов, что уж говорить о маленьком ребенке. Не следует его ругать за случающиеся нарушения режима дня или невыполненный список дел по объективным причинам. Ведь будет новый день! Принятие порядка как такового и воспитание организованности в себе должно быть органичным и естественным процессом.