Контакты | О сайте
- нажмите, чтобы увидеть подраздел

Развитие мелкой моторики рук, как средство развития речи у детей


Медики и педагоги в различных странах мира отмечают рост количества отклонений в развитии речи у детей. Среди причин – недостаточный «речевой» контакт занятых родителей с детьми, неврозы раннего возраста, наличие врожденной патологии центральной нервной системы, влияние неблагоприятных факторов окружающей среды, некоторых медикаментов.

Развитие мелкой моторики рук ребенка

 

Это становится социальной проблемой по мере взросления ребенка, поэтому так важно вовремя ее заметить и скорректировать. Хорошо, если имеется возможность заниматься в детском центре развития. Но вполне можно помочь речевому развитию и дома.

Давно известна взаимосвязь степени развития речевой функции с мелкой моторикой пальчиков рук у ребенка.

Так, например, была выявлена корреляция между возрастным соответствием развития мелкой моторики и речевой функции. В тех случаях, когда наблюдается отставание от возрастной нормы в развитии мелкой моторики, мы можем ожидать и отставание в развитии функции речи, причем именно моторика пальчиков является уникальным признаком, другие двигательные функции при этом могут быть развиты соответственно возрасту или даже опережать его.


Хотя в случае тяжелых расстройств речи, как правило, отмечается и снижение подвижности всего тела, помимо пальчиков рук.

По мере социализации ребенка эта проблема может послужить началом целого круга отклонений. Недостаточно развитая речь вкупе с затрудненными движениями пальцев может привести к затруднениями в овладении письмом,а затем вызвать стойкое негативное отношение ребенка к обучению в целом и снижению его самооценки в детском коллективе.

 



Чтобы защитить своего малыша от подобных проблем, родителям необходимо вовремя обратить внимание на развитие мелкой моторики, и начинать необходимо не с прописей, а именно с развития пальчиков, игр и игрушек, которые помогут в этом. Подобные игры послужат хорошим стимулом к развитию и поддержанию активности двигательных структур головного мозга, стимуляция которых, в свою очередь, приводит к развитию центров, ответственных за речь, а по принципу обратной связи это будет влиять на осмысленные движения рук, что так необходимо в обучении рисованию и письму.

В играх по развитию координированных движений рук необходимо задействовать все органы чувств ребенка – зрение, слух, телесные ощущения, ведь именно на их сочетанной активности строится способность к речи и письму.

Если двигательная функция рук развита хорошо, то можно говорить и об определенном уровне готовности головного мозга и психики ребенка к обучению в школе.


Развитие указанных функций будет происходить в определенной последовательности: сначала мелкие движения пальчиков - формирование слогов - кисти рук становятся более подвижными - поток импульсов в головной мозг возбуждает центры речи - произносимые слова становятся более сложными - ребенок учится рисовать - это, в свою очередь, стимулирует формирование образного мышления и связной речи - движения рук более координированы и раскованы - вся функциональная система готова к воспроизведению письма.

Исходя из этого, можно утверждать, что рука принимает участие в речевой функции не меньше, чем другие составляющие этой системы: рука-головной мозг-органы артикуляции-головной мозг-рука. И от того, насколько развита рука, зависит, как развита речь.

Это явление основано на нейрофизиологических особенностях головного мозга. Если мы посмотрим на таблицу, отображающую расположение нейросенсорных и двигательных зон головного мозга, то увидим, что зоны рук, и особенно пальцев, располагаются в непосредственной близости к зонам глаз, рта, языка и гортани и занимают обширную площадь по сравнению с зонами других частей тела. Причем левая рука, как и вся левая половина тела, имеет свое представительство в правом полушарии головного мозга, отвечающем за творческое, образное мышление, тогда как правая рука связана с левым полушарием, основной функцией которого является абстрактное, логическое мышление и получение схематических знаний.

 

Мелкая моторика рук для развития речи детей


Это необходимо знать родителям, которые хотят, чтобы ребенок развивался гармонично и как творческий, и как логически мыслящий человек. Игры по развитию мелкой моторики, таким образом, должны включать в себя упражнения для правой и левой руки, что будет благоприятно влиять на развитие обоих полушарий головного мозга. Так что уверенно можно сказать, что руку человека можно назвать одним из звеньев речевой функции, а также инструментом творчества.

Если вы заметили, что речь ребенка развивается с задержками или отклонениями, необходимо выявить причины их возникновения, обратиться к специалисту, если необходимо, то провести надлежащее лечение. И упражнения в виде игр для развития мышц кисти и координации движений в пальцах рук являются неотъемлемой частью коррекции нарушений.

Но игры и упражнения по развитию мелкой моторики помогут и здоровому малышу активизировать работу нервной системы, подготовить его к обучению, к успешному общению с его сверстниками, формированию адекватной самооценки.

Уже в возрасте 6 лет ребенок должен уметь выполнять мелкие манипуляции с предметами, например, карандашом и кисточкой, зубной щеткой, игрушками с движущимися частями, пазлами и конструкторами и т.д., именно в этом возрасте формируются как мышцы кисти рук, так и соответствующие зоны головного мозга и ребенок готов к обучению в школе.

 

Ваш ребенок будет более успешен в школе, если вы, как любящие родители, уделите достаточное внимание общению, занятиям с ним развивающими играми, физическому развитию и эмоциональному здоровью вашего малыша.


Поделитесь с друзьями:

6 мая 2016
Ключевые теги новости: развитие ребенка, развитие речи

 



Запрещено использование выражений в нецензурной и оскорбительной форме. HTML-теги и URL запрещены.

Полужирный Наклонный текст Подчёркнутый текст Зачёркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив Введите проверочный код в форму. Если символов не видно, нажмите на картинку для её обновления