Развитие мелкой моторики рук, как средство развития речи у детей
Медики и педагоги в различных странах мира отмечают рост количества отклонений в развитии речи у детей. Среди причин – недостаточный «речевой» контакт занятых родителей с детьми, неврозы раннего возраста, наличие врожденной патологии центральной нервной системы, влияние неблагоприятных факторов окружающей среды, некоторых медикаментов.
Это становится социальной проблемой по мере взросления ребенка, поэтому так важно вовремя ее заметить и скорректировать. Хорошо, если имеется возможность заниматься в детском центре развития. Но вполне можно помочь речевому развитию и дома.
Давно известна взаимосвязь степени развития речевой функции с мелкой моторикой пальчиков рук у ребенка.
Так, например, была выявлена корреляция между возрастным соответствием развития мелкой моторики и речевой функции. В тех случаях, когда наблюдается отставание от возрастной нормы в развитии мелкой моторики, мы можем ожидать и отставание в развитии функции речи, причем именно моторика пальчиков является уникальным признаком, другие двигательные функции при этом могут быть развиты соответственно возрасту или даже опережать его.
Хотя в случае тяжелых расстройств речи, как правило, отмечается и снижение подвижности всего тела, помимо пальчиков рук.
По мере социализации ребенка эта проблема может послужить началом целого круга отклонений. Недостаточно развитая речь вкупе с затрудненными движениями пальцев может привести к затруднениями в овладении письмом,а затем вызвать стойкое негативное отношение ребенка к обучению в целом и снижению его самооценки в детском коллективе.
Чтобы защитить своего малыша от подобных проблем, родителям необходимо вовремя обратить внимание на развитие мелкой моторики, и начинать необходимо не с прописей, а именно с развития пальчиков, игр и игрушек, которые помогут в этом. Подобные игры послужат хорошим стимулом к развитию и поддержанию активности двигательных структур головного мозга, стимуляция которых, в свою очередь, приводит к развитию центров, ответственных за речь, а по принципу обратной связи это будет влиять на осмысленные движения рук, что так необходимо в обучении рисованию и письму.
В играх по развитию координированных движений рук необходимо задействовать все органы чувств ребенка – зрение, слух, телесные ощущения, ведь именно на их сочетанной активности строится способность к речи и письму.
Если двигательная функция рук развита хорошо, то можно говорить и об определенном уровне готовности головного мозга и психики ребенка к обучению в школе.
Развитие указанных функций будет происходить в определенной последовательности: сначала мелкие движения пальчиков - формирование слогов - кисти рук становятся более подвижными - поток импульсов в головной мозг возбуждает центры речи - произносимые слова становятся более сложными - ребенок учится рисовать - это, в свою очередь, стимулирует формирование образного мышления и связной речи - движения рук более координированы и раскованы - вся функциональная система готова к воспроизведению письма.
Исходя из этого, можно утверждать, что рука принимает участие в речевой функции не меньше, чем другие составляющие этой системы: рука-головной мозг-органы артикуляции-головной мозг-рука. И от того, насколько развита рука, зависит, как развита речь.
Это явление основано на нейрофизиологических особенностях головного мозга. Если мы посмотрим на таблицу, отображающую расположение нейросенсорных и двигательных зон головного мозга, то увидим, что зоны рук, и особенно пальцев, располагаются в непосредственной близости к зонам глаз, рта, языка и гортани и занимают обширную площадь по сравнению с зонами других частей тела. Причем левая рука, как и вся левая половина тела, имеет свое представительство в правом полушарии головного мозга, отвечающем за творческое, образное мышление, тогда как правая рука связана с левым полушарием, основной функцией которого является абстрактное, логическое мышление и получение схематических знаний.
Это необходимо знать родителям, которые хотят, чтобы ребенок развивался гармонично и как творческий, и как логически мыслящий человек. Игры по развитию мелкой моторики, таким образом, должны включать в себя упражнения для правой и левой руки, что будет благоприятно влиять на развитие обоих полушарий головного мозга. Так что уверенно можно сказать, что руку человека можно назвать одним из звеньев речевой функции, а также инструментом творчества.
Если вы заметили, что речь ребенка развивается с задержками или отклонениями, необходимо выявить причины их возникновения, обратиться к специалисту, если необходимо, то провести надлежащее лечение. И упражнения в виде игр для развития мышц кисти и координации движений в пальцах рук являются неотъемлемой частью коррекции нарушений.
Но игры и упражнения по развитию мелкой моторики помогут и здоровому малышу активизировать работу нервной системы, подготовить его к обучению, к успешному общению с его сверстниками, формированию адекватной самооценки.
Уже в возрасте 6 лет ребенок должен уметь выполнять мелкие манипуляции с предметами, например, карандашом и кисточкой, зубной щеткой, игрушками с движущимися частями, пазлами и конструкторами и т.д., именно в этом возрасте формируются как мышцы кисти рук, так и соответствующие зоны головного мозга и ребенок готов к обучению в школе.
Ваш ребенок будет более успешен в школе, если вы, как любящие родители, уделите достаточное внимание общению, занятиям с ним развивающими играми, физическому развитию и эмоциональному здоровью вашего малыша.