Игровая терапия



Сегодня родители часто обращаются к детским психологам за помощью. Они жалуются на отказ от еды, капризы, нежелание учится, асоциальные поступки, ложь и даже воровство. Почему дети так себя ведут? Подобное поведение - это способ привлечения внимания, демонстрация своей неспособности сделать что-то самостоятельно или желание завоевать власть. Иногда поступки детей выглядят совсем странными и вызывают недоумение, ведь многое они получают даром, безвозмездно.

 

Песочная терапия для детей

 

 

Почему такое происходит


Каждый ребенок приспосабливается к окружающему миру, кстати огромную помощь в этом может оказать детский центр развития. Дома, чтобы выжить, ему недостаточно только пищи и воды, он еще нуждается в любви и понимании. Эти потребности ребенок пытается удовлетворить единственным доступным способом - манипуляцией. При этом дети не рождаются манипуляторами, они становятся ими, глядя на своих мам и пап, которые манипулируют гораздо обиднее, чем дети. Причина детской манипуляции – безысходность, а родители манипулируют детьми из-за отсутствия элементарных знаний в области психологии детского развития. Хуже всего, когда они играют на чувствах. Например, говорят: «Я не буду любить тебя, если ты не…». Чтобы вызвать у своего чада чувство вины, они могут пристыдить его даже при посторонних. Так взрослым легче управлять детьми. При этом большинство мам и пап не подозревают о существовании возрастных периодов развития, не задумываются о том, что именно нужно их отпрыску в его возрасте.

В работе с детскими манипуляциями психологи применяют игровую терапию. На практике хорошо зарекомендовала себя такая техника, как песочная терапия. Формируя ландшафты из воды и песка, малыш может воссоздать в песочнице уникальный мир по своим собственным лекалам. В эту игру также можно добавить маленькие фигурки людей, животных, растений, техники. В-общем все, что окружает нас в реальной жизни.

Проверьте: не страдает ли Ваш ребенок селективным мутизмом

 

Примеры из жизни

 

Хозяин озера


Родители были весьма обеспокоены энурезом (недержанием мочи) своего пятилетнего сына. Семья была вполне благополучной, но мальчик все равно страдал (энурез у детей считается проявлением зажатости и агрессивности). Когда малыш изобразил собственную картину на песке, он поведал: «Это озеро - самое важное из всего, что существует в моей стране. Животным обязательно нужно пить из него воду, но некий невидимый хозяин не разрешает этого. Они просто бродят вокруг и мучаются от жажды. Хозяин не дает пить, потому что воды мало, а когда ее не станет вообще, не будет и самого озера. А значит, и страна перестанет быть интересной».

Таким образом мальчик хотел поднять свою значимость. В этой семье энурез был центром всеобщего внимания, главной проблемой. Чтобы справиться с ней, пришлось придумывать иные, не менее занимательные районы страны, то есть, прибегнуть к игровой терапии. Спустя недолгое время энурез исчез, и забылся навсегда.

 

Ураган


Семья распалась, и малыш остался с мамой. После развода прошло уже восемь лет. Не так давно в жизни мамы появился другой мужчина с которым она хотела бы создать новую семью. Разместив фигурки в песочнице, ребенок поведал следующее: «Люди собрались куда-то плыть, однако налетел страшный ураган. Поначалу они не предали этому особого значения и плыли себе дальше. Тогда ураган разозлился и начал буйствовать с такой силой, что путешествие пришлось прекратить».





Эта картинка показывает отношение ребенка к маминым попыткам наладить свою жизнь. Мальчик накопил в себе сильную агрессию, он хочет разорвать связь матери с чужим дядей, и тогда все ее внимание будет переключено на него. Психолог сочинил для ребенка другие истории, показал ему на примере семей букашек и зайчиков, как относятся детки к разводу родителей. В том, что родители разошлись в разные стороны, есть и свои прелести. И мальчик это понял - ведь можно рассчитывать на поддержку и подарки сразу в двух семьях.

 

Завоеватель


Ученик 3-го класса категорически не хотел учиться. Отправляя его в школу, родители ежедневно трепали себе нервы. Вечером та же картина – усадить ребенка выполнять домашнее задание просто невозможно. На песочной терапии мальчик придумал следующее: «Земля была захвачена злыми людьми. Они поселились в каждом доме и не пускают туда благородных рыцарей. Но рыцарей не устраивает такое положение вещей, поэтому они задумали собраться всем вместе и выгнать злодеев со своих земель».

Родители мальчика уже с трехлетнего возраста начали «лепить» из него гения. Они записывали ребенка на разные кружки и секции. При этом семья живет в небольшой двухкомнатной квартире, и у самого маленького ее члена абсолютно отсутствует личное пространство – нет детской комнаты, собственного укромного уголка. Рассказанная мальчиком история вызывает предположение, что он нуждается в личном пространстве. Ребенку претит посягательство родителей на его свободу, ведь они постоянно указывают ему, что и как делать. В такой способ он пытается завоевать территорию, обзавестись собственным углом, где у него будет хоть чуточку личного времени.

Когда по совету психолога родители отдали сыну одну из комнат, он начал с удовольствием посещать школу и делать домашние задания.

Ребенок и песок

 

 

Родительское участие


Взрослые в состоянии сами понять отношение своего чада к остальным членам семьи, выяснить степень его открытости и готовности к общению и сотрудничеству. Для этого достаточно попробовать совместно порисовать на одном листке бумаги. Родителям необходимо быть внимательным, наблюдая за детьми во время совместного творчества. Здесь важна каждая мелочь: делит ли он лист на две части, ждет или начинает свой рисунок первым, закрывает ли свою половину, заберет ли все карандаши себе или охотно ими поделится. Можно попытаться спровоцировать ребенка – немного залезть на его сторону. Будет ли он отстаивать свою территорию или спокойно отнесется к нарушению границы?

Наблюдение за игрой (или совместная игра) тоже может рассказать о многом. Если малыш взял одного солдатика и начал неистово лупить им другого, не стоит прерывать этот процесс. Пусть через игру выплеснет накопленные чувства. Для детей это совсем не сложно, ведь для них оба мира (и реальный, и воображаемый) абсолютно равноценные и настоящие. Неплохо было бы вместе построить сказочный замок, а потом придумать о нем некую легенду. Само собой, со счастливым продолжением.

Но, вернемся к песочнице. Ее привлекательность для терапии в том, что песок способен впитывать агрессию, снимать напряженность. Кроме песка играть можно в ванной, наполненной теплой водой, рисовать акварельными красками, используя пальцы в качестве кисточки. В такие моменты приходит настоящее расслабление, родитель с малышом поднимаются на тот уровень доверия и любви, с которого и начинается взаимопонимание.



Оставить комментарий

  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent


Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив