Игровая терапия
Сегодня родители часто обращаются к детским психологам за помощью. Они жалуются на отказ от еды, капризы, нежелание учится, асоциальные поступки, ложь и даже воровство. Почему дети так себя ведут? Подобное поведение - это способ привлечения внимания, демонстрация своей неспособности сделать что-то самостоятельно или желание завоевать власть. Иногда поступки детей выглядят совсем странными и вызывают недоумение, ведь многое они получают даром, безвозмездно.
Почему такое происходит
Каждый ребенок приспосабливается к окружающему миру, кстати огромную помощь в этом может оказать детский центр развития. Дома, чтобы выжить, ему недостаточно только пищи и воды, он еще нуждается в любви и понимании. Эти потребности ребенок пытается удовлетворить единственным доступным способом - манипуляцией. При этом дети не рождаются манипуляторами, они становятся ими, глядя на своих мам и пап, которые манипулируют гораздо обиднее, чем дети. Причина детской манипуляции – безысходность, а родители манипулируют детьми из-за отсутствия элементарных знаний в области психологии детского развития. Хуже всего, когда они играют на чувствах. Например, говорят: «Я не буду любить тебя, если ты не…». Чтобы вызвать у своего чада чувство вины, они могут пристыдить его даже при посторонних. Так взрослым легче управлять детьми. При этом большинство мам и пап не подозревают о существовании возрастных периодов развития, не задумываются о том, что именно нужно их отпрыску в его возрасте.
В работе с детскими манипуляциями психологи применяют игровую терапию. На практике хорошо зарекомендовала себя такая техника, как песочная терапия. Формируя ландшафты из воды и песка, малыш может воссоздать в песочнице уникальный мир по своим собственным лекалам. В эту игру также можно добавить маленькие фигурки людей, животных, растений, техники. В-общем все, что окружает нас в реальной жизни.
Примеры из жизни
Хозяин озера
Родители были весьма обеспокоены энурезом (недержанием мочи) своего пятилетнего сына. Семья была вполне благополучной, но мальчик все равно страдал (энурез у детей считается проявлением зажатости и агрессивности). Когда малыш изобразил собственную картину на песке, он поведал: «Это озеро - самое важное из всего, что существует в моей стране. Животным обязательно нужно пить из него воду, но некий невидимый хозяин не разрешает этого. Они просто бродят вокруг и мучаются от жажды. Хозяин не дает пить, потому что воды мало, а когда ее не станет вообще, не будет и самого озера. А значит, и страна перестанет быть интересной».
Таким образом мальчик хотел поднять свою значимость. В этой семье энурез был центром всеобщего внимания, главной проблемой. Чтобы справиться с ней, пришлось придумывать иные, не менее занимательные районы страны, то есть, прибегнуть к игровой терапии. Спустя недолгое время энурез исчез, и забылся навсегда.
Ураган
Семья распалась, и малыш остался с мамой. После развода прошло уже восемь лет. Не так давно в жизни мамы появился другой мужчина с которым она хотела бы создать новую семью. Разместив фигурки в песочнице, ребенок поведал следующее: «Люди собрались куда-то плыть, однако налетел страшный ураган. Поначалу они не предали этому особого значения и плыли себе дальше. Тогда ураган разозлился и начал буйствовать с такой силой, что путешествие пришлось прекратить».
Эта картинка показывает отношение ребенка к маминым попыткам наладить свою жизнь. Мальчик накопил в себе сильную агрессию, он хочет разорвать связь матери с чужим дядей, и тогда все ее внимание будет переключено на него. Психолог сочинил для ребенка другие истории, показал ему на примере семей букашек и зайчиков, как относятся детки к разводу родителей. В том, что родители разошлись в разные стороны, есть и свои прелести. И мальчик это понял - ведь можно рассчитывать на поддержку и подарки сразу в двух семьях.
Завоеватель
Ученик 3-го класса категорически не хотел учиться. Отправляя его в школу, родители ежедневно трепали себе нервы. Вечером та же картина – усадить ребенка выполнять домашнее задание просто невозможно. На песочной терапии мальчик придумал следующее: «Земля была захвачена злыми людьми. Они поселились в каждом доме и не пускают туда благородных рыцарей. Но рыцарей не устраивает такое положение вещей, поэтому они задумали собраться всем вместе и выгнать злодеев со своих земель».
Родители мальчика уже с трехлетнего возраста начали «лепить» из него гения. Они записывали ребенка на разные кружки и секции. При этом семья живет в небольшой двухкомнатной квартире, и у самого маленького ее члена абсолютно отсутствует личное пространство – нет детской комнаты, собственного укромного уголка. Рассказанная мальчиком история вызывает предположение, что он нуждается в личном пространстве. Ребенку претит посягательство родителей на его свободу, ведь они постоянно указывают ему, что и как делать. В такой способ он пытается завоевать территорию, обзавестись собственным углом, где у него будет хоть чуточку личного времени.
Когда по совету психолога родители отдали сыну одну из комнат, он начал с удовольствием посещать школу и делать домашние задания.
Родительское участие
Взрослые в состоянии сами понять отношение своего чада к остальным членам семьи, выяснить степень его открытости и готовности к общению и сотрудничеству. Для этого достаточно попробовать совместно порисовать на одном листке бумаги. Родителям необходимо быть внимательным, наблюдая за детьми во время совместного творчества. Здесь важна каждая мелочь: делит ли он лист на две части, ждет или начинает свой рисунок первым, закрывает ли свою половину, заберет ли все карандаши себе или охотно ими поделится. Можно попытаться спровоцировать ребенка – немного залезть на его сторону. Будет ли он отстаивать свою территорию или спокойно отнесется к нарушению границы?
Наблюдение за игрой (или совместная игра) тоже может рассказать о многом. Если малыш взял одного солдатика и начал неистово лупить им другого, не стоит прерывать этот процесс. Пусть через игру выплеснет накопленные чувства. Для детей это совсем не сложно, ведь для них оба мира (и реальный, и воображаемый) абсолютно равноценные и настоящие. Неплохо было бы вместе построить сказочный замок, а потом придумать о нем некую легенду. Само собой, со счастливым продолжением.
Но, вернемся к песочнице. Ее привлекательность для терапии в том, что песок способен впитывать агрессию, снимать напряженность. Кроме песка играть можно в ванной, наполненной теплой водой, рисовать акварельными красками, используя пальцы в качестве кисточки. В такие моменты приходит настоящее расслабление, родитель с малышом поднимаются на тот уровень доверия и любви, с которого и начинается взаимопонимание.