Равноправие детей в семье



...Отец обнаружил, что одна из трех его дочерей разрисовала новый кирпичный камин цветным мелом. Он позвал всех детей и спросил каждую по очереди, кто это сделал. Никто не признался в проступке. «Одна из вас лжет. Я хочу знать, кто это сделал. И я не потерплю лгунов. Так кто же это сделал?» Ответа не было. «Хорошо, тогда я накажу всех троих». И он отшлепал каждую девочку по очереди. Потом он опять спросил: «Так кто же разрисовал камин мелом?» Наконец старшая призналась. «Вот так-то лучше. А теперь сотри свое «творчество». Отец принес ведро с водой, щетку, стиральный порошок и стоял рядом, пока девочка не отмыла камин.

Равноправие детей в семьеШироко распространено мнение, что к каждому ребенку нужен индивидуальный подход, что ребенка следует хвалить или ругать в зависимости от его поведения. Но иногда взрослые не замечают, как дети действуют сообща. Известно, что дети чаще всего придерживаются принципа: донос отвратителен. В приведенном примере три девочки действовали в соответствии с этим принципом. Они предпочли наказание доносу.

Родители и дети по-разному ведут себя после совершения ребенком какого-либо проступка. Одни дети стремятся заслужить похвалу родителей и возвыситься в их мнении за счет брата или сестры, поэтому немедленно «выдают» виновного. Если родители поощряют такое их поведение, то они усиливают соперничество между детьми. Этим они побуждают ребенка стремиться не к сотрудничеству, а только к похвале. Когда родители невольно провоцируют соперничество между детьми, то они укрепляют их в своем ошибочном намерении. «Хороший» ребенок ведет себя хорошо не потому, что ему это нравится, а потому, что ему хочется быть в глазах окружающих лучше другого. «Плохой» ребенок ведет себя по-прежнему, поскольку таким образом и он может добиться внимания к себе.

Устранить соперничество и его вредные последствия можно своим одинаковым отношением ко всем детям» поставив их всех в абсолютно равное положение. Это, пожалуй, самый кардинальный шаг из тех, которые могут предпринять родители. Одинаковое обращение со всеми детьми подрывает дух соперничества, осуждения, пристрастности. Этим можно достичь библейского
идеала, в какой-то степени утраченного в нашем обществе: человек — опора и защита своего ближнего, а не его враг и соперник.

В ситуации, описанной в последнем примере, отец мог бы позвать дочерей и, не пытаясь выяснить, кто разрисовал камин, попросить их отмыть его.

Но может возникнуть вопрос: разве справедливо ни в чем не повинного ребенка наказывать за то, что он не делал? Дети могут выдвинуть такое же возражение. Они хорошо воспринимают понятия взрослых о том, что справедливо и что несправедливо. Если родители, например, изменят свое мнение о каком-то поступке и будут считать наказание за него несправедливым, то и дети придут к такому же выводу.

Рассматривая вопрос: «Что справедливо, а что — нет?», нельзя укреплять в сознании ребенка его ошибочные намерения и его ошибочную самооценку, подрывающую согласие в семье. Многое зависит от того, как родители строят свой воспитательный процесс. Если все их дети поставлены в равное положение и на всех возложена ответственность за свои действия, то стремление одного ребенка быть лучше другого исчезает, а уважение к своим братьям и сестрам усиливается.




Подобное происходит и тогда, когда дети ревнуют друг друга к родителям. Разумные родители всячески пытаются устранить у них чувство ревности. Советуем в первую очередь не замечать его проявление у ребенка, дать понять ему, что ревность не производит на родителей никакого впечатления. Тогда это чувство у ребенка затухает, так как оно не получает «пищи» для своего развития.

Воспитательный принцип: обращаться со всеми детьми одинаково — часто приводит к весьма сильному эффекту. Одна мать попробовала последовать этому совету, и вот что она рассказала.

У нее трое детей — девяти, семи и трех лет. Старшие дети не имеют на младшего никакого влияния и часто жалуются, что он ведет себя так, потому что родители относятся к нему лучше, чем к ним. Однажды вечером младший ребенок стал баловаться за столом и разлил на нем молоко. Мать попросила всех детей выйти, так как они не умеют вести себя за столом. Старшие дети обиделись, но все трое вышли из-за стола. С того дня младший перестал шалить за столом, а мать была пора жена тем, что ее поведение так подействовало на детей. Однако она не понимала, почему это произошло.

Плохое поведение младшего ребенка обеспечивало ему особое внимание матери. Она все время напоминала ему о том, что нужно вести себя за столом как следует. Теперь же мать не только перестала уделять ему особое внимание, но даже уравняла его со старшими детьми. Когда qH убедился, что мать больше его не выделяет, то перестал вести себя по-прежнему. Если мать будет и дальше вести себя последовательно, то все дети постепенно поймут ее ровное отношение к ним.

...Восьмилетний Чарльз — средний ребенок в семье. У него был старший брат, у которого все всегда получалось, и «хорошая» младшая сестра. А Чарльз был для родителей настоящим наказанием. Он лгал, грубил, два раза устраивал пожар в подвале. Главным его развлечением было разрисовывать стены в комнатах. Мать не могла с ним справиться. Когда она попросила совета в консультации, то ей посоветовали обращаться со всеми детьми одинаково, а за поведение Чарльза спрашивать также со всех. Раньше она поступала наоборот: ругала Чарльза и хвалила остальных детей.

Две недели спустя мать пришла в консультацию на беседу и рассказала о Чарльзе с удивлением. Мальчик перестал вести себя агрессивно. Однажды разрисованные им стены мать попросила отмывать всех детей. Чарльз стены больше не разрисовывал.

Чарльз, наверное, считал, что неинтересно плохо вести себя потому, что его поведение не вынуждает мать проводить с ним долгие беседы. Мальчика не устраивало то, что внимание, которого он добивался, обращалось также и на других детей.

Во время ссоры детей трудно установить, кто виноват. Дело не в плохом поведении одного ребенка, так как «хороший» может подстрекать к чему-то «плохого», провоцировать, толкать его, использовать многие другие способы, чтобы добиться желаемого результата: привлечь внимание матери. Дети должны нести во время ссоры ответственность друг за друга. Если родители одинаково воспринимают своих детей, можно сказать, как единое целое, то они добиваются удивительных результатов. Дети начинают понимать, что они зависимы между собой, и у них постепенно появляется забота друг о друге.



Оставить комментарий

  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent


Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив