Давай с тобой играть



Очень часто в педагогической литературе можно встретить утверждение, что игра - это ведущий вид деятельности ребенка. Это не совсем верно. Правильнее было бы сказать, что вся жизнь малыша - это игра. Ребенок не мыслит себя вне игрового пространства, созданного его воображением. Он прокладывает настоящие дороги по бескрайней целине тарелки с кашей, всерьез беседует со сказочными существами, силуэты которых видятся ему в трещинах на обоях и пятнах на потолке. Малыш твердо знает, что вдоль весеннего ручья расположилось волшебное царство, которое населяет крохотный народец, а игрушки, стоит лишь ему закрыть глаза, вскакивают со своих мест и начинают вести бурную жизнь….

Давай с тобой игратьС другой стороны, в свое время Глен Доман выдвинул лозунг: "Маленькие дети хотят не играть, а учиться. Игры и игрушки выдумали взрослые, чтобы отвязаться от любознательных чад". Вдохновленные родители кинулись воплощать в жизнь Заветы Великого (действительно великого!) Домана. И что же? Их дети и вправду начинали гораздо раньше сверстников писать и читать, играли на скрипке и выполняли в уме сложнейшие математические операции. Но… спустя некоторое время выяснилось, что, несмотря на всю свою эрудицию, они лишь ловко манипулировали числами, нотами, разнообразными фактами, но не могли их творчески применить. Более того, эти дети оказались неспособными и к нормальному человеческому общению. Почему же?

Да как раз потому, что родители с самого раннего детства лишили их возможности самостоятельно играть в ролевые игры. Ведь для того, чтобы стать выдающимся математиком, музыкантом, ученым требуется не только получить некий объем информации. Чтобы ребенок превратился из пассивного потребителя информации в активную созидающую Личность необходимо еще нечто, для чего требуется как раз то загадочное и иррациональное, то непостижимое, что зовется интуицией, та искра вдохновения, разжечь которую в человеке может лишь спонтанная творческая игра.

Так что же - спросят меня изумленные родители - получается, что развивающие игры, о которых написано столько хороших слов, вредят развитию ребенка? Конечно же нет, но они ни в коем случае не должны заменять и вытеснять из жизни малыша обычные сюжетно-ролевые игры, Более того, любые развивающие игры и занятия должны вписываться в игровое пространство ребенка. Ну разве так трудно предложить испечь из кубиков игры "сложи узор" или другой головоломки торт для ослика Иа-Иа, у которого сегодня день рождения, или помочь зверюшкам спрятаться от серого волка, закрыв окошки ставенками в игре "сложи квадрат", построить дорогу в Изумрудный город из разноцветных кружочков, располагая их в заданной последовательности (ведь иначе Элли и ее друзья не попадут к могущественному Гудвину!), самостоятельно прочесть волшебное слово, которое поможет расколдовать Спящую красавицу!

Роль игры в жизни ребенка

Не побоюсь сказать, что именно в игре проявляется сущность Человека, а умение играть в ролевые игры - это то, что отличает его от животного. Как же так - спросите вы - ведь играют и детеныши животных, да и взрослые домашние кошки и собаки не прочь поиграть с хозяином? Да, это так, но животное, играя, всегда остается лишь самим собой и своей игрой не стремится ничего изменить ни в самом себе, ни в окружающем мире. И лишь человеческое дитя, еще непрочно держась на ножках, начинает примерять на себя чужие роли, преображать мир.

Игра - это свобода воли, творчества. Захочу - и обычная палочка превратится в доброго коня, меч-кладенец или самолет, надуются паруса над кораблем-кроватью, плывущем в дальние страны, в деревянных домиках настольной игры поселятся крошечные гномики-невидимки, появятся, словно по волшебству, дивные явства в пластмассовых тарелочках и чашечках кукольного сервиза…

Но чтобы это произошло нужно продумать сценарий игры, представить себе, как должны выглядеть герои, в которых собираешься перевоплотиться, и предметы, которые создаешь волшебной силой своей фантазии. То есть, в игре мысль всегда предшествует поступку делу - слово и образ. И хотя на самом деле ребенок, играя, ничего не производит, результат его творчества поистине бесценен: это становление и возрастание его "Я".

Еще выдающийся русский психолог Л.С.Выготский отмечал, что, хотя ребенок создает в ходе ролевой игры воображаемые ситуации, чувства, которые он при этом испытывает, самые настоящие "Катя - мама" - говорит крошечная девочка, и, примеряя на себя новую роль, погружается в воображаемый мир. И, независимо от того, куплена ли ее "дочка" в дорогом игрушечном магазине или сшита заботливой бабушкой из Катиных же старых ползунков, маленькая мама не просто повторяет за старшими манипуляции, которые положено совершать над младенцами, а испытывает настоящее всепоглощающее чувство материнской любви к своему "ребеночку". А значит, ролевая игра это еще и школа чувств, в которой исподволь формируется эмоциональный мир малыша.

Играя в самые, казалось бы, заурядные детские игры: семью, гости, доктора, школу ребенок приобретает и первые социальные навыки. Ведь нужно правильно обратиться к продавцу в магазине и шоферу в автобусе, а продавец и шофер, в свою очередь, должны уметь вежливо и компетентно поговорить с клиентом.

Игра позволяет малышу выступить по очереди в разных ролях: побыть и доктором, и больным; и учителем, и учеником; и ведущим, и ведомым. А значит, он учится видеть одну и ту же ситуацию с разных точек зрения, начинает понимать, как могут выглядеть его собственные поступки в глазах других людей, просчитывать последствия своих поступков, сначала - в игре, а потом - и в жизни.





У некоторых детей бывает специальная кукла-недотепа, которая становится своеобразным воплощением всех мыслимых недостатков: и неряха она, и растеряша, и маме грубит, и кашу не ест, и после обеда не спит. Проигрывая с такой "Машей-растеряшей" возможные конфликтные ситуации, малыш, с одной стороны, выплескивает негативные эмоции, а с другой - пытается победить в себе то, что вызывает неодобрение старших (ведь сплошь и рядом куклу-недотепу подвергают весьма серьезным наказаниям: и в углу она стоит, и без сладкого остается, а случается, что и по попе получает).

Если малыш пережил сильный стресс: стал свидетелем какой-то страшной сцены, оказался в разлуке с родителями, перенес тяжелую болезнь или операцию и т.д., он, скорее всего, многократно будет проигрывать эту ситуацию со своими куклами или зверушками. То есть, при определенных обстоятельствах ролевая игра становится еще и своеобразным психотерапевтическим приемом, причем дети в большинстве своем открывают его для себя самостоятельно, без всякой помощи со стороны взрослых.

Итак, важность ролевой игры для развития ребенка трудно переоценить. "Но как ее организовать? Подскажите, какие пособия использовать, по какой методике заниматься!" - спросят ответственные "продвинутые" родители.

Начинаем играть

Никто не разовьет творческие способности ребенка лучше, чем он сам. Поэтому стоит не думать о методиках, а прежде всего создать ребенку условия для спонтанной творческой игры. И даже если вы собираетесь заняться с малышом сверхполезными и суперразвивающими карточками, кубиками или головоломками, стоит подождать, если он увлеченно возится с машинками или строит дом для плюшевых медведей.

Пусть у него обязательно будут обычные, ничего не развивающие, но такие любимые куклы, плюшевые мишки, машинки и даже пистолеты с автоматами. Предоставьте ему возможность играть в "грязные" игры с водой, песком, глиной, красками, по своему усмотрению использовать разнообразные предметы (конечно же, только те, которые не представляют ценности и не таят в себе опасности): строить дома из картонных коробок и селить в них человечков, сделанных из бельевых прищепок, мастерить из старых занавесок наряды, а из принесенных со двора палок - мечи и луки.

Если ребенок предпочитает играть один, не навязывайте ему свое общество. Если, наоборот, просит поиграть вместе с ним, постарайтесь отложить хотя бы ненадолго жизненно важные дела и присоединиться к нему. Но уж если вы включились в игру, помните: играть могут только равные: стоит лишь на секунду сбиться на "взрослый" тон, одернуть ребенка: "Не ори!", "Не ковыряй в носу!" или начать ему объяснять как играть "по правилам", как бывает "на самом деле", - и малыш мгновенно теряет к игре всякий интерес.

В пособиях для родителей часто пишут, что детям полезно играть не настоящими, а воображаемыми предметами: это развивает фантазию, абстрактное мышление. Обычная палочка может превратиться и в ложку, и в детскую бутылочку, и в шприц, и в лошадку. Пара шишек, большая и маленькая с успехом заменят куклу-маму и куклу-дочку. Простой кубик выполнит роль столика, домика, пакета с молоком, буханки хлеба…

И все же, для полноценной творческой игры ребенку необходимы какие-то аксессуары. Конечно, можно лечить куклу и при помощи одной лишь палочки, но если малыш недавно побывал в поликлинике, его обязательно заинтересует набор "маленький доктор". А куклам не обойтись без набора посуды, хотя бы небольшого. Для игры в магазин стоит собирать небольшие упаковки от продуктов: маленькие пакетики из-под сока и молока, коробочки от йогуртов, пробные бутылочки из-под шампуней. Хотя, конечно, если в магазин "не завезли" помидоров, их с успехом заменит несколько маленьких мячиков.

Нередко родители считают, что мальчикам положено играть лишь в конструкторы и машинки и приходят в недоумение и даже возмущение, застав сынишку в обществе куклы старшей сестры. Но ведь вы же хотите, чтобы он вырос ласковым, отзывчивым человеком, стал нежным отцом и мужем? А разве этому можно научиться, общаясь лишь с подъемными кранами и бульдозерами? Мальчикам, как и девочкам необходимо играть в ролевые игры с куклами или зверюшками: кормить из кукольной посудки, укладывать спать и катать в колясочке. Если вас шокируют барышни в кружевах и бантиках, купите или сшейте куклу-мальчика, о которой ваш малыш сможет заботиться.

Для ролевых игр полезно иметь и два-три тематических набора; "Зоопарк", "Ферма", "Дом", "Стройка" и т.д. Обычно такие игрушки надолго увлекают маленьких фантазеров.

Вместе с малышом вы сможете придумать занимательные истории из жизни слонов и жирафов, расположить их на географической карте и отправить подходящего по размеру человечка в полное опасностей и приключений путешествие в берегам Африки. Или, может никуда не плыть. а отправиться на экскурсию в зоопарк? Какой простор для фантазии: можно продавать билеты в кассе и мороженое в парке, стать служителем, который убирает клетки или экскурсоводом, который рассказывает про зверей детям, пришедшим в зоопарк.

А сколько всего интересного может произойти на улицах городка: здесь можно отправиться в сквер или посидеть в кафе, посетить кинотеатр или проведать в больнице прихворнувшего приятеля. А давай играть, как будто из зоопарка убежал слон и пошел гулять по городу. Что же теперь будет?..

Словом, возможности ограничиваются только вашей фантазией. А детская фантазия, как известно, безгранична. Так что вперед. Начинаем играть.



Оставить комментарий

  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent


Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив