Контакты | О сайте
- нажмите, чтобы увидеть подраздел

Как помочь изучающим язык не потерять мотивацию в середине обучения?


У вас когда-нибудь были ученики, которые хотели узнать об английском языке все и сразу? Или, может быть, вам попадались те, кто были уверены: раз они не могут разговаривать по-английски настолько бегло, как им хотелось бы, - они и не учатся вовсе? А возможно, вы сами ощущаете потребность в том, чтобы ваши студенты начали разговаривать по-английски и пользоваться языком во всех сферах жизни как можно скорее – например, чтобы реальное обучение полностью соответствовало теоретическому учебному плану или требованиям администрации?

 

Успешное изучение иностранных языков


Во всех подобных ситуациях стоит помнить: изучение языка нельзя уложить в формулу «все или ничего». То что ученик не может бегло разговаривать по-английски, не означает, что он не продвигается к своей цели. Когда возникают трудности, когда ученики разочарованы своими достижениями, когда администрация не видит результатов, которые она ожидала от учебного процесса, полезно бывает понять: успехи не всегда видны сразу же, иногда нужно присмотреться внимательнее, чтобы их по-настоящему оценить. Это одинаково относимо к изучению любых иностранных языков, опытные репетиторы итальянского с preply.com зачастую сталкиваются с подобными же проблемами.

И ваша задача как преподавателя – помочь ученикам увидеть свой прогресс и достижения, и использовать это видение для дополнительной мотивации к дальнейшему обучению.

 

 

Понимание речи


Наверняка вам известен этот факт, но не будет лишним напомнить о нем еще раз: чтобы полноценно использовать иностранный язык, нужно выработать навыки его понимания. Способности, которые помогают опознавать и понимать иностранную речь, называются рецептивными. Даже носители языка понимают намного больше языковых явлений, чем активно применяют на письме или при разговоре. Успех в овладении рецептивными умениями, как правило, предшествует способности использовать язык продуктивно, о которой мы поговорим ниже.

 

 

Продуктивные речевые умения


Название этих умений говорит само за себя – овладев ими, человек может самостоятельно создавать общаться на иностранном языке. Если рецептивные навыки и умения предполагают чтение и аудирование, то продуктивные – говорение и письмо. Когда ученик использует иноязычную речь для выражения собственных мыслей – он задействует продуктивные умения.

Часто те, кто изучает иностранный язык, имеют не слишком четкое представление о процессе овладения им. Это приводит к переоценке значимости продуктивных навыков. Но нужно понять: без хорошо развитых рецептивных умений и навыков невозможно добиться полноценного овладения продуктивными.

 

 

Рецептивные умения в чтении


Возможность понимать прочитанное – первый шаг к тому, чтобы на высоком уровне овладеть письменной речью, а значит, до того, как начать создавать собственные тексты на английском языке, необходимо научиться чтению.

Но чтение чтению рознь. Как правило, при обучении ему преподаватели концентрируются на разных типах навыков, связанных с восприятием написанного. Первых из них – беглое чтение, которое предполагает понимание основной идеи текста. При этом не нужно вчитываться в каждое слово или запоминать каждую деталь – важно получить общую картину.

Следующий навык – просмотровое чтение, которое немного похоже на беглое, но отличается от него несколькими важными характеристиками. Сходно в них то, что при просмотровом чтении не нужно вчитываться в каждое слово. Основное отличие – в том, что вам нужно отыскать в тексте определенную информацию, обычно – ответ на поставленный вопрос. Не всегда эти вопросы задаются напрямую, как, например, при выполнении упражнений, проверяющих понимание прочитанного. Иногда вопрос может подразумеваться, и, даже оставаясь невысказанным вслух, требовать от читающего ответа. Навык просмотрового чтения крайне важен для оценки качества овладения языком, поскольку упражнения на понимание прочитанного обычно подразумевают ответ на конкретные вопросы, и учащимся нужно уметь находить нужные для этого сведения, не читая подробно всего текста.

Наконец, важно и чтение, в ходе которого учащийся воспринимает все детали текста. В этом случае нужно прочитать отрывок целиком, сосредоточиваясь не только на основных идеях, но и на подробностях. Такой способ чтения занимает больше времени, чем предыдущие, но овладение им позволяет понимать каждое слово на странице.

Все перечисленные выше навыки чтения относятся к рецептивным, поскольку учащимся нужно понять уже существующий текст, а не создать свой собственный. Эти навыки служат фундаментом, на котором в дальнейшем формируются продуктивные навыки, в первую очередь связанные с письменной речью. Тем, кто хочет на высоком уровне овладеть письменной формой английского языка, стоит для начала уделить серьезное внимание развитию умений чтения разного типа.

 

 

Рецептивые умения в аудировании


До того, как начать говорить на английском языке, нужно научиться воспринимать речь на слух, понимая содержание устного высказывания другого человек. Главные составляющие рецептивных навыков аудирования – владение грамматикой изучаемого языка, достаточный словарный запас и умение воспринимать произношение.

Остановимся чуть подробнее на каждом из этих аспектов. Чтобы понимать то, что воспринимается на слух, обязательно иметь представление о системе звуков того или иного языка. Учащемуся нужно знать, из каких звуков состоит английское слово до того, как он сможет это слово произнести самостоятельно.

Следующий шаг к пониманию устной речи – навык распознавания грамматических структур, на которых основывается предложение. Иногда порядок слов может существенно повлиять на общий смысл высказывания, и знание определенных правил практической грамматики – еще один необходимый элемент для развития навыков аудирования.

Наконец, необходимым для восприятия и устной, и письменной речи является значительный словарный запас – понимание прочитанного или услышанного очень сильно зависит от того, знает ли учащийся лексику, использованную в высказывании.

 

 

Умения в говорении


Несмотря на то, что именно по уровню овладения продуктивными умениями принято судить об уровне владения иностранным языком в целом, они все же являются второстепенными – в том отношении, что всегда следуют за рецептивными.

В наибольшей степени продуктивные умения проявляются в устной и письменной речи.

Говорение, как продуктивное умение, включает в себя произношение и дискурсивные навыки, а также знание лексики. Многое зависит от того, насколько хорошо тот, кто изучает язык, может произнести знакомое ему слово, поэтому навык воспроизведения звуков, составляющих английские слова, является одним из главенствующих при овладении продуктивными речевыми умениями. Это не значит, что недопустимо говорить с акцентом, однако важно, чтобы речь была понятна собеседнику. Когда акцент мешает слушающему понимать говорящего, последний выказывает недостаточный уровень владения продуктивными умениями.

Дискурсивные навыки, которые позволяют эффективно организовывать коммуникацию, также относятся к группе продуктивных. Насколько непринужденно изучающий язык человек может говорить на иностранном языке? Может ли он отстаивать свою точку зрения в дискуссии? И снова в игру вступает знание лексики. При этом нужно помнить: пассивный словарь всегда шире активного, поэтому учащимся не стоит удивляться тому, что они используют в речи далеко не все слова из тех, которые понимают во время чтения или восприятия чужой речи на слух.

 

 

Умения в письменной речи


Значительную роль в овладении письменной речью играет знание лексики и грамматики. Лексические и грамматические навыки важны не только для восприятия иноязычной речи, но и для ее самостоятельного активного использования. В письменной речи к этим двум составляющим добавляется также умение писать в соответствии с нормами орфографии – если читающий не может понять написанные слова, никакие знания лексики и грамматики со стороны пишущего не сделают созданный им текст понятным. Кроме того, важно писать в соответствии с общепринятыми для пользователей языка нормами и правилами. В каждом языке эти правила уникальны, поэтому учащемуся нужно точно знать, какие нормы приняты в английском языке, и создавать собственные тексты исходя из этих знаний.

 

Иногда оказывается, что только за овладение продуктивными умениями учащийся получает одобрение и высокую оценку. Умение говорить и писать на английском языке становится единственным критерием, по которому как сами учащиеся, так и преподаватели определяют, насколько успешно осуществляется обучение. Поэтому важно, чтобы ваши ученики понимали: продуктивные навыки – лишь часть мозаики, и до того, как показать превосходные результаты в письме и говорении, нужно на хорошем уровне овладеть рецептивными умениями. Когда последние будут доведены до автоматизма, мозг естественным образом переведет их на продуктивный уровень. Нужно отметить, что рецептивные навыки и умения всегда развиты лучше – как у тех, кто изучает иностранный язык, так и у его носителей. Поэтому, если ваши ученики сомневаются в себе, или на вас давит руководство, не стесняйтесь напоминать, что уровень овладения речью проверяется не только в говорении и письме, и что высокая степень понимания ничуть не менее важна, чем возможность бегло говорить или создавать собственный текст.

 

По материалам Preply


Поделитесь с друзьями:

4 июня 2017
Ключевые теги новости: изучение иностранного языка, обучение

 



Запрещено использование выражений в нецензурной и оскорбительной форме. HTML-теги и URL запрещены.

Полужирный Наклонный текст Подчёркнутый текст Зачёркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив Введите проверочный код в форму. Если символов не видно, нажмите на картинку для её обновления