Слово не воробей, особенно мамино



«Не показывайся мне, пока не уберешь в комнате!», «Скройся с глаз моих, грязнуля!», «Отойди, я занята!» - привычные, вполне обыденные фразы, произносимые скорее в шутку, чем всерьез, расцениваются детьми как руководство к действию.

Как разговаривать с ребенком

 

Взрослые говорят…


...много, красочно, сдабривая свои слова шутками и метафорами, порой, даже не вдумываясь в смысл сказанного. А в это время дети их внимательно слушают, жадно впитывая в себя каждое слово, строя на их основе свою картину мира, прокладывая траекторию будущей судьбы. Только вот порой ребенок слышит совсем не то, что хотели сказать родители. В том, что существует расхождение между словами взрослых и их трактовкой детьми, нам позволяет убедиться легендарная книга Корнея Чуковского «От двух до пяти».

В ней дети недоумевают, почему нельзя лизать сосульки, ведь даже название им дали «говорящее»! Думают, что мама, собравшаяся уехать «на месяц», улетает на Луну. Это не может не отразиться на взаимоотношениях родителей и детей.

И на многие слова взрослых (сказанные в сердцах) кроха реагирует острее, чем можно предположить, потому что понимает их буквально. Ответьте, сколько раз в день вы сообщаете ребёнку о том, что он - плохой, никчемный, а мир вокруг - страшный и жестокий?

Считаете, что этот вопрос уж точно не относится к вам, разумным и любящим родителям? Тогда проверьте, доводилось ли вам хоть раз произносить одну из нижеприведённых фраз.

  • Ситуация 1

    Девочка моет посуду, на тарелках остаются разводы. Не выдержав, мама отодвигает дочку в сторону и говорит: «Дай, я сама».

    Что слышит ребенок: «Ты неумеха», «У тебя никогда ничего не получится», «Не стоит даже браться за новые дела». Возможные последствия: низкая самооценка, неуверенность в себе, безынициативность, несамостоятельность.

    Что нужно говорить: " Давай вместе вымоем посуду", " Ты моя помошница", " Что бы я без тебя делала".


  • Ситуация 2

    Каждый раз перед выходом на улицу несколько раз выходит на балкон проверяя скорость ветра и температуру воздуха. «Одевайся теплее - простудишься!» - говорит она.

    Схожие фразы: «Не заходи в речку - это опасно» «Не лезь на дерево - упадешь!».

    Что слышит ребенок: «У тебя слабое здоровье», «Ты недостаточно силен (ловок, умен), чтобы делать то, что хочешь».

    Возможные последствия: частые простуды, неуверенность в себе и своих способностях, постоянная тревога за свое здоровье.

    Что нужно говорить: «Ты у меня богатырь!», «Закаляйся на здоровье».


  • Ситуация 3

    Родители оживленно обсуждают конфликт на работе. Рядом стоит сынишка, которому явно интересна тема беседы. Через какое-то время он пытается дать дельный совет. Папа раздраженно говорит «Не твоего ума дело! Маленький еще, чтобы лезть во взрослые разговоры».

    Подобные фразы: «Твоего мнения никто не спрашивал», «Ты еще мало знаешь, чтобы советовать»




    Что слышит ребенок: «Ты никчемный», « Твоим мнением никто не интересуется». Возможные последствия: зависимость от чужого мнения, низкая самооценка.

    Что нужно говорить: «Что ты думаешь по этому поводу?», «Как бы ты поступил в этом случае? ".


  • Ситуация 4

    Мальчик по неизвестным причинам ходит по дому в плохом настроении. Сел рисовать - ничего не получается, стал собирать конструктор - все развалилось. От отчаяния на глазах появились слезы. «Нытик! Быстро успокойся!» - стыдит сына папа.

    Что слышит ребенок: «Нельзя показывать свои настоящие чувства», «Нужно всегда быть веселым, даже если на самом деле грустно».

    Возможные последствия: холодность, отчужденность, агрессивность.

    Что нужно говорить: «Я вижу, ты расстроен. Такое бывает со всеми... Но обязательно проходит!», «Если хочешь - поплачь. Скажу по секрету: я тоже иногда плачу».


  • Ситуация 5

    Ребенка не усадить за уроки, не загнать на тренировку, не заставить убрать в своей комнате. Мама не перестает повторять, желая воспитать в сыне упорство и трудолюбие: «Жизнь - борьба, и побеждает в ней сильнейший».

    Что слышит ребенок: «Не расслабляйся ни на минуту», «Кто сильнее, тот и прав».

    Возможные последствия: пессимизм, ожесточение, сухость, равнодушие к чужим проблемам, агрессивность.

    Что нужно говорить: «Ты обязательно справишься! К тому же в мире столько людей, готовых прийти на помощь!»


  • Ситуация 6

    Мама, глядя на испачканную одежду ребёнка, стыдит его: «Посмотри, на кого ты похож! Поросенок!». Схожие фразы: «С таким неряхой не хочется разговаривать!», «На такого мурзатого ребенка неприятно смотреть!».

    Что слышит ребенок: «Ты неприятен для окружающих». Возможные последствия: чувство вины, рассеянность, невнимание к себе и своей внешности, неразборчивость в выборе друзей.

    Что нужно говорить: «Ты самый любимый, даже когда грязный!».


  • Ситуация 7

    Ребенок увлеченно играет в песочнице, в то время как мама с нетерпением поглядывает на часы. На все уговоры оторваться от своего занятия кроха не реагирует. Устав ждать, мать говорит: «Оставайся один, я пошла».

    Что слышит ребенок: «Мне все равно, что с тобой будет». Возможные последствия: страх, отсутствие доверия к миру.

    Что нужно говорить: «Я тебя никогда не оставлю!» Иногда, для того чтобы что-то сказать, достаточно... промолчать. Ведь помимо слов существует множество других языков - улыбка, ласковый или, напротив, укоризненный взгляд, нежное прикосновение... И зачастую их гораздо лучше понимают наши любимые, доверчивые крохи.

 



Оставить комментарий

  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent


Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив