Контакты | О сайте
- нажмите, чтобы увидеть подраздел

Экстенсивное чтение на уроках английского языка


Экстенсивное чтение обычно противопоставляется интенсивному. Суть его сводится к тому, что задача студента – читать как можно больше, не останавливаясь на каждом слове и не обращая пристального внимания на «мелочи». Цель – охватить содержание и прочитать как модно больше страниц.

 

Экстенсивное чтение на уроках английского языка


В данной статье мы раскроем несколько базовых концептов и техник экстенсивного чтения, которые вы можете использовать на уроках английского языка, вовлекая студентов в читательский процесс.

Начнём с тех задач, которые преследует экстенсивное чтение. Первая – помочь читателям насладиться процессом. Вторая – дать им достаточное количество самостоятельности. Некоторые критики метода экстенсивного чтения считают, что это подход «ленивых» учителей, которые не хотят «возиться» со студентом и оставляют его на произвол судьбы и собственный выбор. Однако при должном отношении и контроле экстенсивное чтение – неотъемлемая часть процесса обучения и может принести значительные плоды.

Кроме того, защитники экстенсивного чтения уверены в том, что именно такой «непривязанный» к каждой фразе и каждому абзацу подход помогает выработать любовь к чтению, особенно это актуально на курсах английского для подростков. Любовь же - главное условие формирования привычки читать, которая останется со студентом на всю жизнь. Студенты, читающие большие объёмы текстов, всегда будут впереди тех, кто читает помалу, небольшими «кусочками». Им открывается огромное количество новой лексики и конструкций, они учатся извлекать информацию из контекста и угадывать значения незнакомых слов, их скорость чтения увеличивается в разы.

Задумайтесь о том, что 20 слов, выученных в неделю, помноженные на 36 недель (средний учебный год), в сумме за 12 лет дают примерно 8 600 слов. При этом усердные читатели знают в разы больше слов. И основная часть запоминания таких слов приходится не на работу в классе, а на процесс внеаудиторного чтения. В 1992 году Андерсон Анагни сообщил, что, если ученики читают 25 минут в день и учат лишь несколько новых слов, с которыми не были прежде знакомы, в сумме они выучат около 1000 слов за учебный год. Не говоря уже о том, что они ещё лучше закрепят те слова, которые уже знают. Это очень серьёзный результат. Кроме того, читатели расширят свой кругозор по ряду вопросов, обретут новые знания, а их письмо на иностранном языке тоже значительно улучшится, потому что они будут видеть все конструкции «из учебника» в реальном употреблении (мы ведь помним правило о том, что хорошие писатели – это прежде всего хорошие читатели). По всем вышеперечисленным причинам экстенсивное чтение обязательно следует включать в свои поурочные разработки.

Но как создать нужную атмосферу? Как привлечь студентов к самостоятельному, объёмному, длительному чтению? Вот несколько рекомендаций.

 

Газетные пятиминутки


Многие учителя, практикующие технику экстенсивного чтения, дают студентам ссылки на новостные ресурсы и предлагают знакомиться с интересными новостями дома (студенты могут сами выбрать новостную статью для чтения). Когда студенты приходят на урок, их задача – сообщить о прочитанном классу. Одно из видов заданий – обобщить или пересказать информацию. Помимо самой новости, студент сообщает о своём отношении к прочитанному, своём взгляде на ситуацию, что, в свою очередь, даёт повод для дискуссии в классе. Сегодня многие новостные ресурсы предлагают статьи для учеников самого разного уровня – от базового до продвинутого. Хотя, если вы занимаетесь с продвинутой группой, аутентичные новости – это то, что вам нужно.

 

Уголки читателя


Если у вас есть возможность организовать в рамках своего учебного заведения такое место, где студенты могут читать и обсуждать книги, это замечательно! Уголок читателя должен быть комфортным и уютным местом, в которое студентам хочется приходить и в котором их не будут отвлекать. Принципиальное отличие от библиотеки состоит в том, что студенты могут свободно обсуждать книги, чувствовать себя комфортно и, при общем согласии, вести громкие дебаты. У такой комнаты должна быть неформальная и уютная обстановка: кресла, диваны, шкафы с книгами, цветные постеры на стенах, а может быть, даже «соревновательные таблицы», в которых студенты могут отмечать количество прочитанных страниц и бороться за звание главного читателя недели/месяца/года. Такие виды активности и студенческой инициативы могут поощряться дополнительными оценками.

 

Читательские конкурсы


Если дать студентам задачу, выполнение которой будет вознаграждено, их пыл может значительно усилиться. Включайте в планирование игры и состязания, давайте студентам возможность проявить себя на иных уровнях проверки, нежели просто знание содержания текста. Один учитель пообещал своим студентам, что, если они в совокупности прочитают 200 страниц за неделю, он станцует самбу в центре оживлённой улицы. Говорит, что танцевать пришлось: студенты не устояли против соблазна на это посмотреть и выполнили свою часть договора безупречно.

 

Оценочные упражнения


Самая сложная проблема, связанная с экстенсивным чтением, заключается в том, что студенты предоставлены самим себе большую часть времени: они сами выбирают, что читать, и сами читают. Так как же их оценивать? Понятно, что система «вопрос по содержанию - ответ» здесь не работает, особенно если вы преподаёте в большом классе, а у каждого из учеников своя книга. Что делать? Попробуйте другие виды заданий и оценки. Попросите каждого сделать короткий доклад о книге или написать рецензию. Презентация – тоже хороший и иллюстративный способ оценки.

Если вы просите сделать доклад, обратите внимание не только на то, чтобы студент затронул главные идеи (это за него может сделать Википедия, из которой он скачает материал), но и на то, чтобы он рассказал о любимом герое или самом поразительном эпизоде. Разумеется, он должен объяснить, почему герой полюбился, а эпизод запомнился. Не сдерживайте студентов в выражении собственных оценок и взглядов на чтение. Даже если вы априорно считаете, что скучных книг и глупых писателей в природе не существует, это не значит, что вы воспитываете преемника своих идей. Вы учите человека, который будет способен выражать собственные идеи на английском.

 

Экстенсивное чтение – отличный способ влюбить студентов в книги, если вы используете правильные и продуманные подходы. Не нужно думать, что, давая студенту свободу выбора, вы бросаете его на произвол судьбы. Вы всегда рядом и можете подсказать интересное чтение, если сам студент не может выбрать. У вас должна быть внушающая библиотека с книгами для самых разных читателей. Пополняйте её и изучайте пристрастия своих учеников. Кроме того, бывает и так, что студент выбирает книгу по интересам, но его уровень ещё не дотягивает до того, чтобы читать её «безболезненно» (если на каждой строчке студент в отчаянии тянется к словарю, это не чтение, а боль, и никакой любви тут не привьёшь). В такой ситуации на помощь снова приходите вы, помогая выбрать материал, адекватный уровню ученика. Иными словами, экстенсивное чтение не настолько индивидуально, насколько это может показаться на первый взгляд, и переоценить роль учителя здесь очень сложно.


Поделитесь с друзьями:

29 апреля 2017
Ключевые теги новости: чтение, учитель, английский язык

 



Запрещено использование выражений в нецензурной и оскорбительной форме. HTML-теги и URL запрещены.

Полужирный Наклонный текст Подчёркнутый текст Зачёркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив Введите проверочный код в форму. Если символов не видно, нажмите на картинку для её обновления