Народная мудрость в древних заговорах и ритуалах
В трудах историков и культурологов есть много интересных примеров, которые иллюстрируют жизнь наших языческих предков. Это наследие включает в себя противоречивые материалы:
- варварские, нецивилизованные ритуалы и странные, порой пугающие обряды;
- глубокомысленные молитвы богам, высоконравственный эпос, поучительные предания.
Такое несоответствие свидетельствует о том, что древние славяне находились на сложном пути познания мира и еще не имели действенных инструментов его анализа. И все же сравнивать людей тех давних времен с наивными и глупыми детьми неэтично. Образцы обрядового фольклора доказывают, насколько велика была мудрость народа и крепка сила его духа.
Особенности общения с божествами
Молебственный заговор – один из способов обращения древнего славянина к покровителям. Так, например, Лег-хранитель занимал не самую высокую ступень языческого Олимпа, однако считалось, что он способен предостеречь людей от неправедных действий, тем самым уберегая их от роковых ошибок. В молитве преобладали такие фразы: «направь мои деяния во благо Сварога», «просвети и вразуми», «прямую стезю укажи». Можно заметить, что здесь не содержится просьб о личных привилегиях и незаслуженных дарах. Напротив, человек стремится к самосовершенствованию и выражает готовность самостоятельно двигаться в верном направлении. Он молит лишь о поддержке, а не о милости. Это похвально и заслуживает уважения.
Примитивный психологический тренинг
Не стоит смеяться, читая о том, как наши пращуры закапывали в землю свои невзгоды и обиды. Ритуал, который в адаптированном варианте приведен ниже, некоторые ученые называют полезной психоэмоциональной разгрузкой, позволяющей вернуть душевное равновесие:
Сейчас подобную практику назвали бы отличным методом снятия стресса. Результат этой процедуры объясняется тем, что человек, отягощенный горем, негативными мыслями, печалью, имеет возможность выкричаться и выплакаться. Иными словами – выбросить из себя отрицательную энергию, избыток которой влечет за собой депрессию, а вместе с ней – соматическое и психическое нездоровье, нарушение отношений с близкими. Надо отметить, что ритуал рекомендует выплеснуть все плохое не на другую личность, а в природную стихию.
Какое-то чутье подсказывало язычникам, что природа старше и выносливее, чем людской род. Перекладывать свои беды на плечи ближнего нехорошо – лучше воспользоваться поддержкой обожествляемых стихий. Вот почему в большинстве заговоров от болезней употребляется обращение к духам воды, камней и гор, утренней зари, растений (в основном деревьев) и животных. Показателен в этом отношении заговор от детских хворей, зафиксированный в фольклорных сборниках. На понятном языке он звучит так:
Наверняка в соответствующей обстановке – возле ложа больного, при мерцающем огоньке лучины, в густом аромате сушеных трав – напев давал эффект плацебо: мобилизовал силы ослабленного ребенка, способствовал выздоровлению.
Подводя итог
Конечно, полностью перенимать стародавние традиции неразумно. Между тем не помешает извлечь уроки из многого, что завещали нам прародители:
- опора на внешние силы поможет только тем, кто сам готов преодолевать препятствия;
- энергетика природы – неисчерпаемый потенциал, подпитываться из ее источников – правильное решение.